Ольга Писарева
План работы педагога по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы
Самостоятельная работа над темой. Групповая и индивидуальная работа с детьми Работа с родителями Методическая работа с педагогами
I этап
Организационно-диагностический
сентябрь
Выбор и обоснование темы самообразования
Планирование работы по теме самообразования
Публикация «План работы педагога по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Изучение методической литературы по теме самообразования, поиск эффективных технологий её реализации
Углубленное изучение исследований М. М Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о взаимосвязи интеллектуального, речевого развития детей раннего возраста и мелкой моторики пальцев, общей моторики. Проведение диагностики развития мелкой и общей моторики детей раннего возраста, уровня их речевого развития на началоучебного года (приложение №1). Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики и общей моторики для речевого развития малышей»
Методические консультации с педагогами образовательного учреждения по теме самообразования
II этап
Теоретическо-практический
октябрь
Изучение особенностей речевого развития детей на ранних этапах детства.
Разработка перспективного плана работы с детьми раннего возраста по развитию их мелкой и общей моторики.
Подбор педагогических методов, средств, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста.
Создание картотеки пальчиковых игр для развития и мелкой моторики. Разучивание и проведение игр, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста (приложение №3) :
«Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги». Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
«Найди и положи рядом такой же». Цель: развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
«Бусы для мамы». Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Занятия продуктивной деятельностью: «Рисуем ладошками», «Лепим колбаску»
Занятия по формированию звуковой культуры речи с опорой на движения пальцев рук (приложение № 2.) Анкетирование родителей по проблеме развития мелкой моторики детей Консультация с педагогом-психологом по созданию картотеки пальчиковых игр для детей раннего возраста.
ноябрь
Обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий для развития мелкой и общей моторики детей раннего возраста как факторов речевого развития. Разучивание и проведение игр, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста (приложение №3) :
«Ножками потопаем». Цель: развивать общую координацию движений
«Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов». Цель: развивать мелкую моторику.
«Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)». Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Занятия продуктивной деятельностью: «Рисуем пальчиками», «Лепим колечко»
Заучивание стихотворений и формирование звуковой культуры речи с опорой на движения пальцев рук (приложение № 6.)
Консультация для родителей с элементами тренинга «Пальчиковые игры, в которые можно поиграть с ребёнком дома» Участие в III Международной научно-практической конференции
«Психология и педагогика : актуальные проблемы и тенденции развития» (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ, публикация статьи «Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики»
декабрь
Обогащение предметно-развивающей среды в группе,создание картотеки игр с массажными мячиками для развития мелкой моторики.
Разработка конспектов НОД с использованием пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики Разучивание и проведение игр, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста (приложение №3) :
«Веселые лягушки». Цель: развивать мелкую моторику пальцев
«Две подружки». Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.
Занятия продуктивной деятельностью: «Рисуем ладошками», «Лепим колбаску»
Заучивание стихотворений с опорой на движения пальцев рук (приложение №6). Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»
Подготовка презентации для педагогов «Методика развития мелкой и общей моторики у детей раннего возраста»
январь
Подбор и разработка дидактических игр, игр -«шнуровок» и игр с крупой для развития мелкой и общей моторики
Пополнение картотеки пальчиковых игр.
Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр, игр -«шнуровок» и игр с крупой Пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек (приложение №4).
Пальчиковые упражнения: «Пальчики играют - речь нам развивают!», «Колечко», «Пчёлка», «Ножки»и д. р.
Игры – «шнуровки».
Занятия продуктивной деятельностью: «Аппликация из старой газеты», «Лепим монетку»
Памятка для родителей: «Игры с прищепками, крупой и другими предметами домашнего обихода»
февраль
Обогащение предметно-развивающей среды в группе,создание пальчикового театра.
Разработка конспектов НОД с использованием пальчикового театра
Пальчиковый театр «Теремок»
Пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек (приложение №4).
Пальчиковые упражнения: «Пальчик-мальчик», «Считалки для пальчиков», «Сорока-белобока» и д. р. (приложение №3).
Занятия продуктивной деятельностью (ниткотерапия) : «Паучки», «Выложи из нитки фигуру» Мастер-класс для родителей «Играем с крупой – моторику развиваем» Методические консультации с педагогами образовательного учреждения по теме самообразования
март
Создание картотеки игр с водой и песком для развития мелкой моторики.
Разработка конспектов НОД с использованием игр с водой и песком Организация и проведение игр с водой и песком, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста : «Следы на песке», «Считалочка-купалочка» и др.
Пальчиковые упражнения: «Цыпленок», «Замок», «Рыбки», «Дом и ворота», «Мышка», «Вышли пальчики гулять» и д. р. (приложение №3)
Проведение физкультминуток с использованием пальчиковых игр: «Пальчики», «Дружные пальчики», «Пять братьев» и др. (приложение №5) Выставка для родителей дидактических, пальчиковых игр на развитие мелкой и общей моторики у детей раннего возраста
апрель
Создание картотеки игр с конструктором, мозаикой, вкладышами для развития мелкой моторики.
Разработка конспектов НОД с использованием игр с игр с конструктором, мозаикой, вкладышами Занятия с конструктором, мозаикой, вкладышами, способствующие развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста : «Цветная мозаика», «Собери пазл» и др.
Проведение физкультминуток с использованием пальчиковых игр: «Пальчики», «Дружные пальчики», «Пять братьев» и др. (приложение №5).
Мастер-класс «Развитие речи ребёнка посредством развития мелкой моторики в домашних условиях»
III этап
Обобщающий
май
Оформление результатов работы по самообразованию Проведение диагностики развития мелкой и общей моторики детей раннего возраста, уровня их речевого развития на конец учебного года Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи в речевом развитии детей посредством мелкой и общей моторики; отметить успехи родителей, активно занимающихся развитием детей с применением рекомендованных методов и приёмов Отчет по теме самообразования на педагогическом совете