Ирина Помаз
План работы кружка по экологии «Эковичок» для детей средней группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
145 «Детский сад общеразвивающего вида»
План работы кружка по экологии «Эковичок»
для детей средней группы (4-5 лет)
Воспитатель: Львова И. С.
Помаз И. П.
Содержание
1. Пояснительная записка.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .стр. 3
2. Планируемые результаты освоения программы.. .. .. .. .. .. .. .. .стр. 4
Публикация «План работы кружка по экологии „Эковичок“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
3. Перспективный план работы кружка на год.. .. .. .. .. .. .. .. .. . .стр. 5
4. Диагностика по экологическому воспитанию детей средняя группа стр.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 10
5. Используемая литература.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .стр. 14
6. Приложения.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . стр. 15
Пояснительная записка
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В связи с этим возникла идея проведения кружка по экологии в нашей группе, где дети могут дополнительно узнать об окружающей нас природе, увидеть ее красоту, а также научиться заботиться о животном и растительном мире.
Кружок способствует воспитанию любви к природе, чуткому отношению ко всему живому; развивает познавательную активность, наблюдательность, творческие возможности.
Цель кружка : сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Задачи кружка :
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы; развитие интереса к экспериментированию
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.
Виды деятельности:
• Индивидуальная работа
• Групповая работа
• Коллективная работа
• Опытно-экспериментальная работа
• Проектно-исследовательская работа
• Акции
• Конкурсы
Организация деятельности и режим:
Кружок проводится с октября по май, во второй половине дня во вторник 1 раз в неделю по 20 минут, в год 33 занятия. В кружке задействованы все дети группы 23 человека.
Методы, используемые в работе кружка :
Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, хороводные игры
Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка, экспериментирование, сбор природного материала
Прослушивание музыкальных произведений
Планируемые результаты освоения программы
Дети умеют:
• называть 3-4 дерева разных пород, кустарники, различать хвойные и лиственные деревья, 3-4 травянистых растения, 5-6 видов овощей и фруктов, 2-3 птицы, 3-5 насекомых, 8-10 диких и домашних животных и птиц;
• определять состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);
• называть 2 вида комнатных растений; ухаживать за комнатными растениями в уголке природы, знают правила посадки цветов на рассаду и лука;
• называть свойства воды и воздуха, провести элементарные опыты с водой и воздухом самостоятельно;
• называть значение человека для природы и природы для человека;
• назвать правила поведения в природе.
В качестве итога проводится познавательное занятие в форме КВНа.
Перспективный план работы кружка на год
Октябрь
1 октября
«Листопад»
Учить определять приметы осени, уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать двигательные навыки; развивать память, внимание, мышление.
8 октября
«Осеннее дерево»
Закреплять и уточнять знания детей о признаках осени; упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев; включать в активный словарь названия деревьев и листьев (дуб, дубовый, клён, кленовый, берёза, берёзовый); учить детей создавать в рисунке сказочный образ; упражнять в умении передавать характерные особенности дерева: ствол, расходящиеся от него ветви длинные и короткие; совершенствовать способности и умения у детей в изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.
15 октября
«Польза овощей и фруктов»
Уточнить знания детей о пользе фруктов и овощей, названиях, форме, вкусе, запахе твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку
22 октября
«Хлеб – всему голова»
Познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность, учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду
Ноябрь
6 ноября
«Как звери к зиме готовятся»
Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе
13 ноября
«Синичкин праздник – 12 ноября»
Расширять знания детей о птице - синице (питание, повадки, чем полезны); развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам
20 ноября
«Покормим птиц зимой»
Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц; расширять знания детей о птицах нашего города, их питании, формировать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями; активизировать словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; вырабатывать силу голос, умение говорить «громко – тихо».
27 ноября
«Кто в лесу главный»
Расширять представления детей о лесе : что в лесу живут разные животные (волк, заяц, лиса, медведь, белка, ежик, как животные к зиме готовятся, учить различать этих животных по особенностям внешнего вида; активизировать мыслительную деятельность через отгадывание загадок; развивать познавательный интерес к миру природы; воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать, бережное отношение к животным.
29 ноября
«Птицы тайги»
Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах : об их внешнем виде, о питании; развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь детей по теме : «зимующие птицы»; учить отгадывать загадки; воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
Декабрь
3 декабря
«Зимушка-зима»
Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданных в различных произведениях искусства, вызвать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетическое отношение к природе
10 декабря
«Снегопад. Снег и его свойство»
Уточнить и расширить знания детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явления неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ
17 декабря
«Ёлочка. Защитите ель и сосну»
Формировать знания о том, что дерево - живой организм, которой нуждается в воде и тепле; дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком; уточнить представление детей о хвойных деревьях; закрепить умение детей рисовать методом тычка; воспитывать у детей бережное отношение к природе.
24 декабря
Экспериментирование со снегом и льдом»
Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда; учить устанавливать причинно - следственные связи: снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд; продолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда; обогащать чувственный опыт детей.
Январь
11 января
«Снеговичок»
Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы
15 января
«Зимние узоры»
Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы, рисовать короткие штрихи и линии; проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира; воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;
21 января
«Человек – часть природы»
Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым
28 января
«Воздух»
Формировать представления о свойствах воздуха: воздух прозрачный и невидимый, воздух есть внутри каждого человека, воздух можно поймать и запереть, воздух легкий, воздух есть везде, воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер; развивать познавательную активность, побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно, внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга; пополнять словарный запас
Февраль
4 февраля
«Экзотические животные»
Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; дать сведения о заповедниках и зоопарках
11 февраля
«Посадка лука»
Учить детей подготавливать инструмент, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, условия, стрелка; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле
18 февраля
«Растения лечат. Лекарственные растения»
Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора
25 февраля
«Знакомимся с комнатными растениями»
Расширить представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду
Март
4 марта
«Спешит весна»
Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, на улице начинает звенеть капель, появляются проталины, а затем первые цветочки и трава; развивать наблюдательность, любознательность в трудовой работе; воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее
11 марта
«Посадка цветов. Огород на окошке»
Расширять знания детей о весенних цветах (луке, их значении в жизнедеятельности; формировать умение правильно садить цветы на рассаду, дать знание об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (почва, влага, тепло, свет).
18 марта
«День воды. Вода помощница»
Дать детям простейшие представления о круговороте воды в природе через сказку; рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу; уточнить представления о трех состояниях воды – пар, лед, снег; воспитывать доброе, заботливое отношение к природе, развивать наблюдательность, интерес к неживой природе.
25 марта
«Экспериментирование с водой»
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного; через опыты – эксперименты закрепить понятия о том, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях; воспитывать бережное отношение к природе.
Апрель
1 апреля
«День птиц – 1 апреля». Перелетные птицы»
Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых; обобщить знания о перелётных птицах; прививать любовь и бережное отношение к родной природе; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; активизировать и расширять словарь детей; воспитывать интерес к жизни перелётных птиц.
8 апреля
«Русская березка»
Расширить и уточнить представления детей о русской березе; продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о березке; расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской березке.
15 апреля
«День Земли – 22 апреля»
Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар (большая часть Земного шара покрыта водой и океанами, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди); сформировать у детей понятие «космическое пространство»; закреплять знания детей о планете – как общем доме для растений, животных и человека; воспитывать любовь и бережное отношение к Земле и жителям Земли
22 апреля
«Солнце – источник тепла и света»
Дать детям первоначальное знание о солнце; показать значение солнечного света и его свойство - способность отражаться от предметов; использование этого свойства человеком.
Май
6 мая
«Байкал»
Формировать представления детей о богатейшем и самом большом пресноводном озере – Байкал; обобщать знания о животном и растительном мире озера и сибирского края; продолжать воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе; развивать доказательную речь детей, пополнять словарный запас.
13 мая
«Огонь – друг, огонь – враг!»
Познакомить детей с машинами специального назначения – пожарная машина; сформировать правильное отношение к огню; рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь – друг, огонь – враг; расширить знания детей о правилах обращения с огнем; закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведения в общественных местах, лесу; воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми
20 мая
«Мир насекомых»
Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение
28 мая
КВН «Мы – друзья природы»
Обобщать знания детей о диких животных,
о среде их обитания, о птицах, о деревьях; активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц; развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать; развивать внимание, память, мышление; воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Диагностика по экологическому воспитанию детей средняя группа.
Живая природа.
Задание «Растительный мир»
Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.
Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.
1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем
они отличаются.
2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?
3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.
5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
6. Почему нужно беречь природу? Как вести себя в природе?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Животный мир»
Цель: выяснить знания детей о животном мире.
Материал: Картинки с животными домашними и дикими, птицами, рыбами, насекомыми. Иллюстрации зимний лес, медведь в берлоге, заяц на снегу, деревенский двор.
1. Относятся ли животные к живой природе? Как ты это определил?
2. Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?
3. Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
4. Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь
засыпает зимой? Куда улетают птицы?
5. Каких животных живущих в воде ты знаешь?
6. Почему нужно охранять исчезающих животных?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Характерные особенности времён года.
Задание «Осень»
Цель: выяснить знания детей о приметах осени.
Материал: панно «Осень», картинки осенней природы, людей работающих в поле, на огороде.
1. Посмотри на картинку и назови приметы осени.
2. Что происходит с погодой осенью?
3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?
4. Куда осенью улетают птицы?
5. Как животные готовятся к зиме?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Зима»
Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях, происходящих в природе.
Материал: панно «Зима», картинки зимней природы.
1. Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?
2. Расскажи, как животные проводят зиму?
3. Какая погода зимой?
4. Что ты любишь делать зимой на улице?
5. Какой праздник мы отмечаем зимой?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Весна»
Цель: выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.
Материал: Панно «Весна», картинки весенней природы.
1. Посмотри на картинку и назови приметы весны.
2. Как изменилась погода с приходом весны?
3. Почему стали возвращаться птицы?
4. Какие изменения происходят с растениями?
5. Чем занимаются люди весной на своих участках?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Лето»
Цель: выяснить узнают ли дети времена года, знают их характерные особенности, приметы, сезонные изменения, происходящие с растениями и животными.
Материал: панно «Лето», картинки летней природы, людей в поле, на огороде.
1. Посмотри на картинку и назови приметы лета.
2. Что делают животные летом?
3. Чем занимаются птицы?
4. Какая погода летом?
5. Назови все времена года и покажи их на картинке.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Зима»
Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях, происходящих в природе.
Материал: панно «Зима», картинки зимней природы.
1. Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?
2. Расскажи, как животные проводят зиму?
3. Какая погода зимой?
4. Что ты любишь делать зимой на улице?
5. Какой праздник мы отмечаем зимой?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Весна»
Цель: выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.
Материал: Панно «Весна», картинки весенней природы.
1. Посмотри на картинку и назови приметы весны.
2. Как изменилась погода с приходом весны?
3. Почему стали возвращаться птицы?
4. Какие изменения происходят с растениями?
5. Чем занимаются люди весной на своих участках?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Лето»
Цель: выяснить узнают ли дети времена года, знают их характерные особенности, приметы, сезонные изменения, происходящие с растениями и животными.
Материал: панно «Лето», картинки летней природы, людей в поле, на огороде.
1. Посмотри на картинку и назови приметы лета.
2. Что делают животные летом?
3. Чем занимаются птицы?
4. Какая погода летом?
5. Назови все времена года и покажи их на картинке.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Используемая литература:
1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2. Вакуленко Ю. А. воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию : средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2010. – 240 с.
4. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.
5. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.