Анжела Жукова
План проекта по самообразованию «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование проекта :
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка
Актуальность:
Публикация «План проекта по самообразованию „Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Проекты
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных игровых методик дети могут без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они начнут учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, т. е. развитых познавательных способностей, - тем успешнее, а значит и счастливее будет для ребенка начало этого очень важного периода – школьного детства.
Использование игровых технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
Использование игровых технологий снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.
Цель проекта :
Повысить свой профессиональный уровень. Систематизировать работу по развитию познавательных и творческих способностей дошкольников с помощью игровых технологий.
Задачи проекта :
1. Изучить новинку литератур по данной проблеме.
2. Провести мониторинг мышления детей 5-6 лет.
3. Разработать систему игр по развитию элементов логического мышления.
4. Стимулировать умственную активность детей.
5. Разработать модель взаимодействия с родителями.
Участники проекта :
Дети дошкольного возраста.
Педагоги детского сада.
Родители детей посещающих детский сад.
Вид проекта :
Долгосрочный
Продукт проекта :
Создание обогащенной развивающей среды способствующей развитию у детей познавательных и творческих способностей.
Разработка развивающей программы для дошкольников «Приключения на планете игр» основанной на игровых технологиях.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Анализ особенностей группы.
Беседы с детьми.
Беседы с родителями.
Выставка игр, сделанных воспитателем.
Консультации отдельных семей, нуждающихся в дополнительной поддержке.
2. Основной этап
На этом этапе были выявлены различные ситуации создания развивающих игр :
Игры, изготовленные воспитателем.
Игры, изготовленные воспитателем в групповой (НОД) и подгрупповой работе.
Игры, изготовленные детьми дома совместно с родителями и другими членами семьи.
Игры, придуманные и сделанные старшими братьями и сестрами ребёнка.
Игры, изготовленные воспитателем совместно с детьми, родители которых не смогли или не захотели участвовать в проекте, (т. к. дети очень переживали, что родители им не помогли сделать игру).
Игры, созданные ребёнком самостоятельно по собственной инициативе в свободное время на базе полученного ранее опыта изготовления игр с взрослыми.
3. Заключительный этап
Выставка развивающих и дидактических игр.
Трансляция опыта работы педагогом другим педагогам ДОУ.
Выступления на семинарах, круглых столах.
Предполагаемый результат:
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает:
В ходе реализации проекта будет пополнена развивающая среда, составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.
В результате проектной деятельности дети приобретут новый, детский познавательно-творческий опыт, высокий и средний уровень развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. Развита любознательность желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.
Родители осознают значимость игровых технологий в развитии познавательных способностей у детей.
План проекта
Раздел плана Форма работы Практические выводы сроки
Работа с детьми Разработать перспективный план по теме «Дидактические игры в старшей группе»
Провести диагностику по теме «Дидактические игры»
Цель игры. Развивать активное внимание.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу
Запомни движение (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Развивать моторнослуховую память.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке
В магазине зеркал (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Развивать наблюдательность.
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. (игры Воскобовича и Никитина).
Примерные упражнения для дошкольников
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
5. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
6. Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.
Надеюсь, что эти несложные упражнения помогут Вам в более быстром восстановлении своего здоровья. Желаю Вам отличного самочувствия и помните - борьба с болезнью на физическом уровне - это движение.
Анализ проделанной работы
Во время осуществления проектной деятельности дети показали следующие результаты:
Улучшилось настроение детей во время игр. У многих детей стала преобладать уравновешенность, исчезла раздражительность. Настроение стало более устойчивым, исчезла подавленность во время игры, во взаимоотношениях с другими детьми стало преобладать положительное. Дети стали дружелюбнее, заботливее друг к другу.
Активное общение во время игры улучшило и качество речи у детей. Дети научились договариваться друг с другом, стали более уверенно общаться с взрослыми.
Игровая деятельность стала более совершенна. От рассматривания игр и бездумным действиям определился переход к игровым действиям с соблюдением определенных правил.
Детям нравиться играть в игры – самоделки и любую свободную минуту они занимались игрой или мастерили новую игру на основе приобретённого опыта.
Родители стали чаще обращаться за советом к воспитателю как к авторитетному лицу.
Возродилась традиция вечерних семейных совместных игр.
Дети стали бережнее относиться к играм и игрушкам.
Заключение
Важнейшим условием развития творческих способностей детей является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр и разнообразных игровых материалов. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе игровой деятельности.
Таким образом, формирование творческих способностей у дошкольников успешно осуществляется в процессе использования развивающих и дидактических игр. Это возможно при условии систематического использования игр как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка.
Список используемой литературы.
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. 1992г.
2. Вайнер М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». М. : Педагогическое общество России, 2004.
3. Венгер Л. А., О. М. Дьяченко, Р. Н. Говорова. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М. : Просвещение, 1989.
4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2006.
6. Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.
7. Никитин Б. «Развивающие игры». М. : Педагогика, 1985.
8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М. : Просвещение, 1982.
11. Тихонова Л. И., Саливанова Н. А. «Математика в играх с лего-конструктором». С - П. : Детство-Пресс, 2001.