Светлана Князева
План по самообразованию воспитателя «Внедрение элементов инклюзии посредством коммуникативных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель самообразования :
При внедрение элементов инклюзии создать условия для развития и совершенствования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, посредством коммуникативных игр.
Задачи самообразования :
1. Развивать коммуникативные навыки у дошкольников.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством коммуникативных игр.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Публикация «План по самообразованию воспитателя „Внедрение элементов инклюзии посредством коммуникативных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости коммуникативных игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы.
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приё мы работы:
(Объяснение, показ, беседа, игра)
-театрализованная деятельность;
- совместные мероприятия;
- изготовление дидактических игр;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов - изготовление книг;
- конструирование,
- сюжетно-ролевые игры;
- работа с дидактическим пособием «Солнце».
В своей работе я использую игры и упражнения: «Пойми меня», «Комплимент», «Коврик примирения», «Игры в сухом мини-бассейне», «Добрые слова», «Мы друзья», «Покажи жестом», «Поводырь», «Платочек», «Нарисуем книгу», «Портрет друга», «Отгадай на ощупь», «Су-джок», «Ладонь в ладонь» и другие.
Этапы проработки материала:
1 ЭТАП информационно-аналитический
Изучение научной и учебно-методической литературы:
*Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. «От рождения до школы», М. :- Мозаика-Синтез, 2015.
*Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 2008.
*А. В. Бодалёв. Личность и общение. - М. : Изд-во «Наука», 2003.
*Г. Л. Лэндрэт. Игровая терапия: искусство отношений. М. : международная педагогическая академия. 2014. с. 18.
*Д. В. Менджрицкая. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 1982.
*Г. Ховришина. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе…Школьный психолог. -2012.-№21.-М.
*А. С. Максакова. Игра-Соч. М., 2010.
*К. Зик. Ребёнок и его мир. М. : Просвещение 2012.
*М. Бакина. Современные дети, современные игры. Дошкольное воспитание,-2013.-№4.-М.
*А. Г. Асмолова. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. Изд-во Моск. Ун-та, 2014.
*В. В. Таничев. Инклюзивная работа в ДОУ. М. :- Академия-Союз. 2014.
*Интернет ресурсы.
2 ЭТАП мониторинг детей, по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».
3 ЭТАП внедрение в практику.
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.
• Последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием игры;
• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
4 ЭТАП мониторинг детей, по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». Представление опыта работы по теме перед воспитателями ДОУ, родителями.
Форма отчетности:
- провести консультацию для воспитателей и родителей на тему «Внедрение элементов инклюзии в ДОУ»;
- составить картотеку игр и упражнений для развития коммуникативных навыков;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников».
Какой предполагается результат:
Дети с ОВЗ социализируются, они могут поддерживать беседу со сверстниками, взрослыми, получают удовольствие от совместной творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы, создаётся благоприятный климат в группе.
Актуальность.
Внедрение элементов инклюзии необходимы в ДО. При помощи коммуникативных игр у детей развиваются коммуникативные навыки, укрепляется физическое и психологическое здоровье, дети успешно адаптируются в социуме. Формируется умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми, активизируется способность выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, развиваются умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.
Срок. Сентябрь
Проведение мониторинга.
Оценить качество образовательной деятельности в группе, выявить уровень овладения каждым ребёнком навыками и умениями по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».
Изучение литературы, опыты работ передовых педагогов. Повышение своего уровня знаний, профессионального мастерства.
Создание картотеки коммуникативных игр и игровых упражнений. Обогащение развивающей среды.
Изготовление дидактического пособия «Солнце» (менять его оформление по прошествия мероприятий). Устанавливать доброжелательные отношения между детьми двух групп.
Октябрь
Коммуникативная игра «Пойми меня», «Покажи жестом». Учить детей пользоваться мимикой, жестами. Развивать внимание, мышление, коммуникативные навыки.
Игра малой подвижности «Поводырь».
Показать здоровым детям, как бывает трудно детям с ОВЗ передвигаться в пространстве. Развивать координация движений, взаимопонимание между детьми.
Ноябрь
Анкетирование родителей по теме. Анализ анкетирования. Выяснить как родители относятся к социализации детей.
Д/и «Сухой мини - бассейн» (ищем клад, рисуем на крупе).
Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развивать стремление прийти к общему результату, развивать взаимопонимание.
Создание игровой картотеки «Игры с Су-джоком». Создание игровой среды для самостоятельной деятельности детей. Побуждать к взаимодействию со сверстниками.
Декабрь
Театрализованная деятельность.
Д/и «Комплимент».Развивать коммуникативные навыки, творчество детей. Развивать речь, доброжелательные отношения, вызывать желание говорить друг другу комплименты.
Конструирование «Новогодний городок».Учить учитывать мнение сверстников, договариваться о ходе игры, развивать коммуникативные навыки.
Январь
Консультация для родителей «Коммуникативные игры-это просто».Повысить компетентность родителей по данной теме.
Оформление папки-передвижки «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ». Выявление проблем, и их решение.
Игровое упражнение «Ты начни, а он закончит».Продолжать учить детей выполнять совместные задания, побуждать к взаимопомощи.
Февраль Совместное посещение мероприятия «К нам гости пришли». Учить встречать гостей, устанавливать с ними доброжелательные отношения, ощущать себя частью единого коллектива.
Изготовление коллажа «Наши мальчики-лучше всех». Учит договариваться, развивать интерес к общему делу, стремление к общему результату.
Март
Семинар – практикум для педагогов на тему:
«Социально-коммуникативное развитие дошкольника». Презентация сюжетно-ролевой игры «Кафе».
Театрализованное представление для детей ДОУ. Учить чувствовать поддержку товарищей, развивать доброжелательность, развивать творчество детей.
Апрель
Сообщение на родительском собрании «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ».
Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Игра «Нарисуем книгу».Дети учатся договариваться о теме, учатся выслушивать друг друга, развивается взаимоуважение.
Игра «Добрые слова». Активизировать речь, учить видеть в сверстнике положительное, развивать дружелюбные отношения друг к другу.
Май
Итоговый педсовет в ДОУ. Презентация «Внедрение элементов инклюзивного образования в ДОУ. Использование коммуникативных игр».
Д/и «Кто я?». Развивать коммуникативные навыки, учить внимательно слушать товарища.
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию коммуникативных навыков у детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.
Мониторинг. Проведение мониторинга, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.