Ирина Головина
Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс Головиной Ирины Анатольевны на тему
«Развитие элементов логического мышления дошкольников
посредством логико-математических игр»
Слайд 1. Основным направлением моей работы является «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр».
Публикация «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 2. Одним из эффективных средств развития элементов логического мышления у детей дошкольного возраста является комплекс логико-математических игр, характеризующийся активностью, последовательностью, системностью, наглядностью. Практика показала, что именно средствами логико-математических игр возможно сформировать элементы логического мышления дошкольников, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая их индивидуальные особенности сделать обучение интересным, содержательным, ненавязчивым.
Слайд 3. Однако, можно утверждать, что без создания условий для повышения эффективности образовательного процесса и организации поэтапной реализации педагогической технологии логико-математических игр, невозможно сформировать логические способы познания математических свойств и отношений, сформировать у детей важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.
Можно согласиться с тем, что педагогическая технология логико-математических игр, представленная в порядке возрастания сложности задания позволяет построить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности, имеет определённые формы и содержание, является целенаправленной и основополагающей.
Слайд 4. Таким образом, свою работу по развитию элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр осуществляла на разных возрастных этапах, в трех направлениях.
Одним из условий развития является необходимость применения игры, как ведущего вида деятельности, объединяющей и интегрирующей в себя другие виды деятельности.
Практика показала, что поэтапное математическое развитие дошкольников посредством логико-математических игр направленно на развитие комбинаторики, логического мышления, аналитических способностей, речи, памяти и внимания.
1 этап «Обследование». Суть ее заключается в том, что ребенок в свободной игре, стремится мгновенно решить задания с помощью проб и ошибок, прибегая к хаотичному перебору вариантов. С этого момента начинается этап обучения ребенка.
2 этап «Игровой». Вводятся правила игры. Изучение правил является важным обучающим моментом, так как ребенок не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца.
3 этап «Сравнение». Ребенок сравнивает содержания разнообразных вариантов логических игр.
4 этап «Поисковый». Ребенок приобретает абстрактный смысл значения свойств предметов, познает разнообразные модели, схемы, карты игр и таблицы.
5 этап «Символический». Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы.
6 этап «Логический». Предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам.
Слайд 5. В работе с дошкольниками при проведении логико-математических игр использовались следующие методы:
Игровые методы:
вхождение в воображаемую ситуацию;
выполнение практических действий по получению необходимой информации;
ситуации
Диалогические методы :
беседа;
формулировка выводов;
проблемные и занимательные вопросы, задачи-шутки.
Методы обучения:
показ способа действия;
проблемная ситуация;
Слайд 6. Для развития элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр применялись следующие формы организации.
1. Непосредственно образовательная деятельность включает:
игры – сказки.
игры – досуги (КВН, Что Где Когда?
2. Совместная игровая деятельность детей и взрослых вне образовательной деятельности.
3. Самостоятельная игровая деятельность детей, где ребенок закрепляет полученные знания, навыки, тренирует умения, придумывает и творит.
Игровые логико-математические задания должны быть увлекательными и интересными, тогда они хорошо запоминаются; изучаемый материал откладывается в памяти и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению.
Слайд 7. А сейчас я хочу продемонстрировать вам непосредственную образовательную деятельность в виде игры - досуга и приглашаю поиграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
Что? Где? Когда?
Приглашаем знатоков поиграть в интеллектуальную игру Что Где Когда. Рады приветствовать вас в нашем клубе. Сегодня против команды телезрителей играет команда знатоков «Логика». И так приглашаем наших участников:
1. Самая сообразительная.
2. Самая старательная.
3. Самая наблюдательная…
4. Самая задушевная…
5. Самая -самая -самая наш капитан команды…
Познакомим с правилами игры: на игровом поле стоит волчок со стрелкой, поле разделено на сектора, на каждом секторе находится цифра- номер вопроса. Знатоки отвечают на вопросы и за каждыйц правильный ответ получают балл.
Но сначала я хочу предложить вам записать свои ожидания от предстоящей игры на стикеры и прикрепить их к «дереву ожиданий».
И так начинаем.
Слайд 8. Внимание на экран. Первый вопрос нам прислала воспитатель из города Губкина. Новикова Екатерина просит вас ответить на следующий вопрос:
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Назовите сказку и выложите ее героев из игр-головоломок.
Слайд 9. Внимание ответ. Правильно. Вы получаете 1 балл.
Слайд 10. Следующий вопрос прислала нам воспитатель из г. Строитель Резниченко Алефтина. Она просит ответить на следующий вопрос.
Малыш Гео построил на своем «Геоконте» предметную форму по схеме: Г3-Ф3-Ц-К3-Ж3-Ц-Г3.
Внимание вопрос: на что похожа эта фигура.
Слайд 11. Внимание ответ: бабочка.
Слайд 12. А сейчас музыкальная пауза. Приглашаются все в зал.
Слайд 13. Блиц-вопрос. Пожалуйста, выберите одного игрока, который будет отвечать. Остальные покиньте свои места и расположитесь в зале как вам угодно.
3 вопроса по 20 минут:
1. Когда идет дождь, под каким кустом сидит заяц?
2. Под мокрым.
3. На груше выросло пять яблок, а на ёлке - только два. Сколько всего яблок выросло?
4. Ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.
5. колько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?
6. 6
А мы продолжаем:
Слайд 14. Вопрос прислала воспитатель средней группы из г. Валуйки Кощина Екатерина:
Внимание вопрос:
Быстрый, рыжий Огонёк
Между ёлок прыг да скок.
Дубы грибами наряжает.
Детвору он обожает.
С ветки на ветку -
Просит конфетку.
Свой ответ выложите с помощью кубиков Никитина.
Слайд 15. Внимание ответ.
Вы правильно ответили на все вопросы и победили со счетом 4:0.
А сейчас ответьте на вопрос – в какой деятельности можно применять логико-математические игры.
И давайте обратимся к нашему дереву. Возьмите свои листики и напишите, совпали ли ваши ожидания или нет.