Светлана Москвицова
Развитие диалогической речи дошкольного посредством режиссерских, театрализованных игр и элементов интервьюирования.
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться
С целью активного влияния на коммуникативную деятельность детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду в сентябре 2013 года был организован кружок дополнительного образования «Мое детское телевидение»
Публикация «Развитие диалогической речи дошкольного посредством режиссерских, театрализованных игр и элементов интервьюирования,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Режиссерские игры
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В рамках данного кружка особое признание завоевала режиссерская игра «Мы – журналисты». Игра привлекла детей своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Ведь журналисты, ведущие различные телепередачи и делающие репортажи, – это ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются им подражать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям, чем та же «Почта», на которой бывал не каждый ребенок.
Целями данного кружка были определены:
-формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи;
-включение усваиваемых детьми элементов языковой системы в непосредственное общение;
-развитие коммуникативных навыков и личностного взаимодействия детей друг с другом.
Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:
-расширение и активизация словарного запаса;
-обучение детей построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков;
-формирование и развитие умений общаться в паре, в группе, в коллективе;
-обучение детей использованию невербальных средств общения.
Нами разработан алгоритм режиссерской игры.
Подготовительная работа:
Подбор и изготовление атрибутов
Предварительная речевая подготовка:
Чтение произведений
Тематические беседы
Обогащение словарного запаса
Дидактические игры
Творческие задания, командировки
Творческие отчеты:
«фоторепортажи»
«видеоролики»
Игра – занятие серьезное, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, необходимо побеседовать с детьми на эту тему, предложить дидактические игры, прочитать произведение о данном персонаже. И только после того, как дети получат достаточное количество сведений о данной профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. Поэтому значительная часть предварительной речевой работы ложится на плечи воспитателей и учителя-логопеда. Так, были организованы экскурсии с детьми по учреждениям города.
И, конечно же, не мало, важную роль в данной работе играет сотрудничество как внутри детско-взрослого коллектива, так и взаимодействие с такими организациями города как телевидение «Муравленко ТВ», ДШИ. Это экскурсии с целью ознакомления с профессиями, это посещение и участие в театрализованных мероприятиях с целью накопления опыта публичного выступления.
Благодаря сотрудничеству дошкольного учреждения с телеканалом города, «Муравленковское ТВ», дети имели возможность посетить телестудию, наблюдать оборудование, необходимое для создания и передачи информации, и, конечно же, побывать в роли телеведущих, познакомиться с такими профессиями как оператор, фотокорреспондент, редактор. Так же посещение театральной студии в ДШИ оказало положительное влияние на формирование навыков использование невербальных способов общения (мимика, жесты).
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи в кружке используется работа со схемами. Замена вербальных, абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. Поэтому разработанные педагогами и детьми опорные картинки-схемы используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Взрослые и дети обговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на данную картинку. Затем, уже в ходе самого интервью ребенок-корреспондент имеет возможность строить диалог, в соответствии с разработанным алгоритмом, имея перед собой зрительную опору в виде плана из картинок-символов.
Занятия с использованием алгоритма представляют собой лишь часть игры, а именно, творческую командировку. Дети, вооружаясь картинками-символами, отправляются в группы, общаются с взрослыми и детьми, берут интервью, по заданной инструкции получают информацию. Это могут быть темы о профессии, о настроении, о любимых занятия. Таким образом, воспитанники передают свои эмоции, чувства, впечатления, применяют знания в свободном общении, приобретают опыт выстраивания публичного диалога, не стесняясь слушателей.
Созданная таким образом игра предполагает и составление творческих отчетов в виде издания фоторепортажа различной тематики, пополнения фотоальбома, а также создание видеороликов с использованием детского интервью, которые мы демонстрируем на детско-взрослых мероприятиях.
Чтобы донести полученный речевой материал до широкого круга родителей, педагогов и детей, мы участвуем в издании ежеквартальной газете детского сада «Семейная газета», в рубрике «Развивайка». В ней – интересные репортажи о событиях садовской жизни, рассуждения детей на разные темы, рекомендуемые игры для использования дома.
По утверждению В. А. Сухомлинского «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Бесспорно, что человек, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.
Таким образом, организация журналистской деятельности дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усиливает речевую мотивацию, создает условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений.