Анна Пулькач
Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка :
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Коммуникативные способности – это способность к общению, которые необходимо развивать с раннего возраста.
В ФГОС ДО определено: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме».
Игра как основной вид деятельности дошкольного возраста является эффективным способом решения этой задачи. Академик А. Асмолов отмечает:
«Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры».
Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:
* мотивационную («Я хочу общаться»);
* когнитивную («Я знаю, как общаться»);
* поведенческую («Я умею общаться»).
Как сказал М. А. Горький «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Актуальность
Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры.
Сюжетно – ролевая игра – есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка в целом очень велика. С помощью сюжетно-ролевой игры у ребенка развивается воображение, развивается личность ребенка, так как во время сюжетно-ролевой игры ребенок может примерять на себя различные роли.
Также сюжетно-ролевая игра помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми. Механизм управления своим поведением и подчинение правилам развивается как раз во время сюжетно-ролевой игр.
В сюжетно – ролевой игре ребенок испытывает ощущение свободы. Это состояние связано со спецификой сюжетно – ролевой игры – действием в воображаемой, условной ситуации.
4–5 лет – ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером – сверстником.
1.1. Описание целевой аудитории.
Возраст :дети 4-5 лет (средняя группа).
Количество детей : вся группа.
1.2 Условия проведения мероприятия.
Место проведения: Помещение группы.
Оборудование: набор специальных игрушек «Парикмахерская», «Салон маникюра», колокольчик, телефон, тетрадь, ручка, журналы, детский набор для уборки помещения.
Предварительная работа:
-Организация предметно развивающей среды.
-Беседа: Что такое «Салон красоты?». Загадки.
-Рассматривание каталогов, журналов с прическами, косметикой, предметов используемых для маникюра.
-Продуктивная деятельность: маски для работы косметолога.
-Физкультминутка. А часы идут, идут.
-Д/игра «Движения-загадки».
-Знакомство с профессиями.
1.3. Целевые установки мероприятия:
Цель:
– создание условия для развития социально - коммуникативных компетенций -детей дошкольного возраста через сюжетно -ролевые игры.
Задачи:
1. Развивать социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
2. Развитие воображение, связаную речь детей.
3. Формировать положительных взаимоотношений.
4. Усвоение норма и ценностей, принятых в обществе.
5. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
1. 4 Планируемые результаты:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей;
– объединятся в игре на основе интереса к ее содержанию; используют различные атрибуты и предметы-заместители;
– учиться объединять в игре несколько сюжетов и развивать игровые линии по нескольким направлениям;
– совершенствовать игровые действия, учиться устанавливать взаимоотношения между действующими лицами в многоролевой игре.
Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми
среднего возраста по сюжетно-ролевой игре «Салон красоты».
Ход игры
Воспитатель:- Ребята, сегодня нашу Карину пригласили в гости, она надела красивое платье, а вот причёску сделать не успела и поэтому очень расстроилась.
Воспитатель:- Что же делать?- Кто может ей помочь? парикмахер.
Воспитатель:- Куда ей нужно обратиться?
Правильно в «Салон красоты».
Воспитатель:- А вы хотите поиграть в «Салон красоты»?
Воспитатель:- Кто из вас помнит какие специалисты работают в «Салоне красоты».
(Ответы детей) :-парикмахер, мастер маникюра, администратор, уборщица.
Воспитатель:- Давайте распределим роли (выбираю детей по желанию)
Воспитатель:- Остальные дети будут клиентами, я буду играть вместе с вами.
Воптитатель:- Предлагаю специалистам подготовить свои рабочие места, а я вам помогу.
(Подготовив всё для игры, специалисты занимают свои места).
(Раздаётся звук колокольчика, в салон заходит посетитель и подходит к администратору)
Администратор: - Здравствуйте, меня зовут Настя.
Клиент: - Добрый день, меня зовут Карина.
Администратор: - Мы рады видеть вас в нашем салоне, что бы вы хотели?
Клиент: - Я хочу сделать красивую причёску.
Администратор: - Проходите пожалуйста к мастеру.
Парикмахер: - Здравствуйте, меня зовут Алина, а Вас?
Клиент: - Меня зовут Карина
Парикмахер: - Очень приятно, присаживайтесь.
(далее парикмахер делает причёску, сопровождая игровые действия словами).
Раздаётся звук колокольчика, заходит следующий посетитель и, познакомившись с администратором, проходит к мастеру маникюра.
Мастер маникюра: - Добрый день, меня зовут Даша, а Вас?
Клиент: - Здравствуйте, меня зовут Аня.
Мастер: - Присаживайтесь. – У вас нет аллергии на крем? – Какой цвет лака вам нравится? и т. д.
Физкультминутка. А часы идут, идут!
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой.
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево. А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.
Раздаётся звук колокольчика, заходят мама и дочь, они подходят к администратору.
Администратор: - Здравствуйте, меня зовут Настя, что бы вы хотели?
Клиенты: - Здравствуйте. – Моей дочери нужно подстричь чёлку.
Администратор: - Сейчас мастер занят, но вы можете подождать, присаживайтесь за столик и посмотрите журналы.
Клиенты: - Хорошо, у нас есть свободное время, мы можем подождать. (присаживаются).
Раздаётся телефонный звонок, администратор записывает клиента на стрижку в журнал.
По мере выполнения работы, администратор приглашает маму с дочкой к мастеру.
Карина и Аня благодарят специалистов за хорошую работу, подходят к администратору, расплачиваются за стрижку и маникюр, прощаются и уходят.
Чтобы мама не скучала пока дочь подстригают, мастер маникюра предлагает ей сделать массаж рук (между детьми происходит непринуждённая беседа)
По мере выполнения работы специалистами мама с дочкой расплачиваются,
благодарят и уходят.
Администратор: - Рабочий день закончен.
(специалисты наводят порядок на местах, заходит уборщица, здоровается и подметает пол)
Администратор: - Салон закрывается (все прощаются друг с другом)