Анна Панфилова
План по самообразованию «Развитие речи у детей-билингвов через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Овладение языком является одним из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Степень развития речи сказывается на самоощущении ребёнка – билингва, умение высказывать свои мысли и понимать речь окружающих на двух языках, влияет его место и роль в обществе, круг друзей, а в последствии, от уровня овладения связной речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми, общее интеллектуальное развитие.
Цели:
• практическая (формирование речевой компетенции);
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи у детей-билингвов через дидактические игры“» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• обще-воспитывающая (развитие навыков социальной коммуникации);
• общеразвивающая (насыщение коммуникативной среды, расширение кругозора).
Задачи:
• Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
• привитие элементарных навыков устной речи (понимание и говорение)
• овладение первичной коммуникацией на русском языке (формирование элементарных навыков общения и умения вести себя в коммуникативной ситуации в условиях ограниченного владения вторым языком).
№ п/п Сроки выполнения Содержание работы
1 Сентябрь
1. Выбор темы.
2. Подбор литературы по выбранной теме.
2 Октябрь
1. Изучение литературы по выбранной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию
2. Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах
3. Проведение наблюдения и выявление уровня развития речи детей в ходе применения дидактических игр.
4. Заполнение карт индивидуального развития ребёнка.
3 Ноябрь
1. Продолжать изучение литературы по выбранной теме.
2. Подготовить выступление на родительском собрании: «Роль игры во всестороннем развитии и воспитании детей в средней группе». Форма проведения: КВН вопросов и ответов.
3. Формирование картотеки дидактических игр:
- по теме «Домашние птицы»: «Чей домик?» - цели: развитие речи, пополнение словаря, учить детей соотносить размеры домика и птицы, упражнять в различении геометрических фигур.
- по теме «Перелётные птицы»: «Что изменилось?» - цели: тренировать память, пополнение словаря, развитие речи.
- по теме «Домашние животные»: «Домашние животные и их детёныши» - цели: помочь запомнить название животных и их детёнышей, развитие речи, пополнение словаря.
- по теме «Комнатные растения»: «С какого растения листок?», «Подбери лейку» - развитие речи, внимания, мышления, пополнение словаря.
4 Декабрь
1. Продолжать изучение литературы по выбранной теме.
2. Формирование картотеки дидактических игр:
- по теме: «Зима. Явления природы зимой»: «Подбери варежки по цвету» - цели: активизировать словарь детей по теме,
продолжать учить детей определять и называть цвет предмета.
«Зимушка-зима» - цели: учить детей слушать вопрос взрослого и отвечать на него, закреплять знание: признаков зимы (снег белый, пушистый; снежинки лёгкие, пушистые); возможных действий со снегом (лепить, катать, играть, кататься, развивать речь, активизировать словарь.
- по теме: «Зимующие птицы»: «Чей голос?» - цели: развивать слуховое и зрительное восприятие, расширить знания детей о птицах, обогатить словарь детей по данной теме.
- по теме «Игрушки»: «Волшебный мешочек», «Найди тень от игрушки» - цели: обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек, развивать мышление, мелкую и общую моторику.
- по теме «Зимние забавы и праздники»: «Что делаем?», «Составь пару», «Найди ошибку» - цели: обогащать знания детей о зимних видах спорта, спортивном инвентаре, зимних забавах; побуждать детей использовать в речи слова обозначающие зимний спортивный инвентарь и действия; учить детей подбирать пару картин, имеющих общее значение; формировать умение выявлять связи между объектами, умение рассуждать.
5 Январь
1. Формирование картотеки дидактических игр:
- по теме «Посуда»: «Разложи продукты по тарелкам», «Чего не хватает?» - цели: учить детей называть, закрепить знания о цвете, величине, количестве; пополнить лексический запас детей по теме; развивать память, внимание, мелкую моторику.
- по теме «Одежда»: «Назови предмет одежды и надень его на куклу», «Подбери заплатку» - цели: расширить знания детей об одежде; обогатить словарь детей по теме; закрепить понятия о цвете, величине, форме; развивать мышление, внимание, речь, мелкую и общую моторику.
- по теме «Обувь»: «Разноцветный паровоз много обуви привёз», «Подбери пару» - цели: расширить знания детей и обогатить словарь по данной теме; познакомить детей с понятием «пара»; развивать мышление, речь, мелкую моторику.
2. Продолжать изучение литературы по выбранной теме.
6 Февраль
1. Подготовка к родительскому собранию на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе».
2. Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Дидактические игры»
3. Формирование картотеки дидактических игр:
- по теме: «Книга. В мире сказок»: театрализация сказки «Теремок» - цели: развитие речи, эмоций, умение слушать друг друга, создание хорошего настроения детям.
- по теме: «Хочу быть здоровым»: «Что полезно, а что нет?», «Кому помог Айболит», «Расставь лекарства в шкафчики» - цели: формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей и фруктов, о правильном питании; развивать речь детей; познакомить детей с отрывками из произведения К. Чуковского «Айболит»;
учить детей внимательно слушать стихотворение и выполнять задания, связанные с его содержанием; развивать мышление, мелкую моторику.
- по теме: «Мужские профессии», «Защитники Отечества»: «Подбери специальную одежду», "Угадай профессию" – цели: активизировать в речи новые слова, познакомить детей с мужскими профессиями.
7 Март
Формирование картотеки дидактических игр:
- по теме: «Женские профессии. 8 Марта»: «Кто что делает», «Подбери признак» – цели: активизировать в речи новые слова, познакомить детей с женскими профессиями.
- по теме: «Весна, явления природы весной»: «Мостики через лужи», «Разбуди спящих зверей» - цели: познакомить детей с весенними изменениями в природе;
обогатить словарь детей по данной теме;
- по теме: «Дом. Мебель»: «Расставь вещи в шкафу», «Разложи вещи в комнате на свои места» - цели: обогатить словарь детей; развивать внимание, мелкую моторику.
- по теме: «Город. Улицы»: «Мой город» - цели: закрепить знания о городе, в котором мы живём, улице, достопримечательностях города, пополнить словарный запас.
8 Апрель
Формирование картотеки дидактических игр:
- по теме: «Транспорт. Азбука безопасности»: «Какой вид транспорта?», «Угадай транспорт» - цели: упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать любознательность, мышление; по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
- по теме: «Водный мир»: "Подводный мир" – цели: развитие познавательных интересов, знакомить детей с представителями морского дна; расширять представления об их особенностях; пополнять словарный запас.
- по теме: «Хлеб»: «Что из муки испекли», «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий» - цели: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
- по теме: «Перелётные птицы»: «Расскажи о птице» - цели: развивать связную речь детей с наглядной опорой.
9 Май
1. Формирование картотеки дидактических игр:
- по теме: «День Победы»: «Скажи наоборот», «Как называется человек, который» - цели: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
- по теме: «Времена года»: «ВРЕМЕНА ГОДА» - цели: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках; учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей); расширять кругозор; развивать и активизировать словарь.
2. Заполнение карт индивидуального развития ребёнка.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. // Собр. соч. – М. : Педагогика, 1983
2. Елисеева М. Б., Круглякова Т. А., Цейтлин С. Н. Проблема детской речи: Металингвистические способности ребёнка. Билингвизм: РГПУ им. Герцена Постоянно действующий семинар по детской речи. – М. 1996
3. Константинова А. В., Печурина Л. И. Коррекционное обучение грамоте детей-билингвов - Школьный логопед. - 2009. - № 3
4 Система работы с учащимися при двуязычии. Методические рекомендации для учителей логопедов. Новокуйбышевск, 2006г
5. Чиркина Г. В., А. В. Лагутина Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.
6. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. — 128 с.