Петрикова Ольга
Обучение грамоте детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте детей дошкольного возраста
Одной из характерных тенденций развития современного образования в нашей стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту. И первой ступенью на этом пути является детский сад и перед нами теперь стоит задача подготовить детей к обучению грамоте в школе.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Публикация «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в старших группах детского сада.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, учатся выкладывать слова из букв разрезной азбуки.
Чтение и письмо — сложные навыки, которые требуют как от ребенка определенного уровня развития, так и от педагога умения самому хорошо ориентироваться в понятиях русского языка.
Сегодня я хочу более подробно остановиться именно на методике обучения грамоте.
Как я уже сказала ранее, что в старшей группе основной задачей является научить детей ориентироваться в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
3. Обучение детей звуковому анализу начинается с определения последовательности звуков в нем. Для этого произносим слово столько раз, сколько в нем звуков, выделяя голосом каждый звук (жжук, жуук, жуК). Но детям сложно овладеть звуковым анализом только проговаривая слово вслух. Реально представить слово помогает картинка-схема. На ней помещается рисунок предмета, а внизу ряд клеточек по количеству звуков, которые последовательно заполняются фишками. Сначала фишки одноцветные, по мере знакомства детей со звуками они меняют свой цвет: гласные-красные, согласные твердые-синие, мягкие-зеленые.
4. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой по клеточкам и произносит последовательно звуки, выделяя их соответствующей фишкой. Это является основой будущего грамотного, без пропусков письма.
Конечно же, для усвоения такого сложного процесса, просто необходимо использовать различные игровые приемы и дидактические игры, особенной популярностью у детей пользуются «живые» модели.
Построение слова кот
Даю задание- Лена (Л*ЕНА)-1 звук и т. д. По мере усвоения материала задание усложняется. Например: слово ёлка (ЙОЛКА) Таня-1глас. звук, Настя-2 глас. звук, Ира-1 согл., Надя- 2 согл., Света-3 согл.
Также хороши здесь игры с мячом. Можно дать следующие задания:
«Назови слово со звуком. (Н)», «Назови первый, последний звук», «Назови гласный», «Назови пару», «Цепочка слов» (рак- кот-тир-рыба-апельсин и т. д.).
5. После того, как дети научатся различать гласные, согласные - твердые и мягкие звуки необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный звук. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.
Начинать обучение выделению ударения лучше начинать с двусложных слов с ударением на первом слоге (ка-ша, ро-за, потом переходить к словам на втором слоге (ли-са, ко-за). При выделении ударного слога слово надо произносить целиком, потому что, если произносить его по слогам, то получится столько ударений, сколько слогов. Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает выделить ударный слог. Исходя из собственного опыта скажу, что нахождение ударного звука является сложным заданием для детей дошкольного возраста.
Чтобы помочь лучше услышать ударный звук предложите детям произнести слово быстро и тихо, шепотом или представить, что они кого-то зовут (ма—ма, Та-ня, Ко-ля). В этом случае ударный звук становится еще более различимым.
Если и в этом случае ребенок затрудняется, есть смысл проговорить слово с последовательным выделением ударения на каждом гласном звуке и определить правильную позицию ударного гласного.
Умение выделять ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Определяя ударный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Некоторые методики предлагают для обозначения ударного гласного звука ввести фишки, например, черного цвета. Но я бы этого не делала, дабы избежать путаницы в головах детей. Ведь гласные у нас всегда красные фишки, можно нарисовать на ней традиционную черточку или просто озвучивать, что этот звук ударный.
6. На этом же этапе дети учатся делить слова на слоги. Для этого берем 2,3 сложные слова с открытым слогом (на гласный). Слоги можно прохлопывать, протопывать, пропевать и т. д. Детям нравится эта тема, они с удовольствием хлопают, топают и, в общем, быстро схватывают деление на слоги.
Игра «Телеграф», воспитатель произносит слова, а ребенок отхлопывает в ладоши необходимое количество слогов- «передает слово по телеграфу»,
Игра «Подбери слово к схеме», «Придумай слово с ударением на 1, 2 слоге», «Угадай слово». Давайте поиграем в игру «Угадай слово». Я задумала слово, которое начинается со слога МА, -дети называют слова. В этом слове 3 слога-дети называют. В этом слове ударение падает на второй слог. Это ягода, это слово МАЛИНА.
7. В старшей группе происходит первоначальное знакомство с предложением. Учатся составлять предложения из 2-4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку, переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.
Для лучшего понимания структуры предложения также используем схему.
В подготовительной группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
8. А основой для решения этих задач является звуковой анализ. Особенно, когда мы начинаем знакомить детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков. Например, возьмем слово мяч — ребенок думает какую букву написать — а или я?
И вот на этом этапе дети должны четко усвоить, что после твердых согласных пишутся буквы а,о,у, э, ы, а после мягких — е, ё, ю, я, и. Так, в слове мяч надо писать я, потому что (мь)-мягкий.
9. Также дети узнают о том, что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной и после Ь.
При знакомстве с йотированными гласными все звуки обозначаем фишками. Например, сделаем анализ слова яма. Дети выкладывают 1 звук й - мягкий, согл., 2-а-гласный, ударн., 3-м-тв, согл., 4-а-гл., безударн. По схеме убеждаемся, что в слове 4 звука. После этого предлагаем детям послушать, как произносятся два первых звука друг за другом и «вводит» правило: если в слове рядом слышатся два звука (йа, то надо писать букву а. Таким образом дети узнают, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука. Им предлагается некоторое время фиксировать звуки фишками, а затем заменять их буквами. Постепенно они перестают в этом нуждаться и сразу выкладывают нужную букву. Но для закрепления этих знаний желательно спрашивать у детей сколько в слове звуков и букв. Обязательным условием успешного овладения этой задачей является краткое и четкое выделение звука (й, потому что иногда дети путают звуки и буквы и, например, на вопрос «Какой первый звук в слове юла?» возможен ответ-ю. Нужно каждый раз обращать внимание детей на то, что звуков здесь два — Й,У, а буква одна — Ю.
10. При знакомстве детей с буквами необходимо выдерживать единый принцип введения каждой новой согласной буквы. Согласная буква за некоторым исключением, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный (кроме ч, щ, й - они всегда мягкие; ж, ш, ц — всегда твердые). Это надо учитывать при подборе словарного материала.
Вот как выглядит этот принцип в работе с детьми. Например, знакомим их с буквой Н. Для этого предлагаем им построить звуковую схему слова Нина. Гласные, уже знакомые детям, выкладывают буквами, а звуки (н и нь) фишками.
Предлагаем назвать эти звуки и говорим, что записывать эти звуки мы будем буквой Н. Мнения по поводу называния букв на данном этапе расходятся: одни авторы говорят, что буквы надо сразу называть правильно, т. е., с призвуком гласного (бэ, вэ, гэ, ча, ща и т. д.) Другие советуют называть буквы также как звуки, чтобы не путать детей, т. к. при чтении они могут называть буквы с призвуком, например, слово стол- эстэоэл. Исходя из собственного опыта, пока у детей нет четкой дифференциации букв и звуков, я предпочитаю все-таки второй вариант.
11. Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят, на что она похожа. Они знакомятся как с маленькой, так и с заглавной буквой. Узнают правила, что с заглавной или с большой буквы пишутся имена, фамилии людей, клички животных, названия городов. По ходу ознакомления детей с буквами вводятся грамматические правила написания сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу; знакомятся с буквой ь, с его смягчительной и разделительной функцией.
Когда дети узнают большинство букв, можно поиграть в игру «Цепочка слов». Для этого воспитатель выкладывает на доске одно слово и предлагает детям выложить новое слово, добавив или изменив одну букву: мак-рак-лук-сук-суд-сад-сам—сама-мама-Маша-каша.
12. Знакомясь с согласными, дети выкладывают из букв не только слова, но и предложения. И здесь уже уместно познакомить детей с тремя основными правилами построения предложения: 1) первое слово в предложении пишется с большой буквы; 2) все слова в предложении пишутся раздельно, на расстоянии друг от друга; 3) в конце предложения ставится точка.
13. Схема построения предложения в подготовит. группе усложняется. Если в старшей группе мы строили схему так: каждое слово-это одна полоска, то теперь мы строим с учетом известных правил: выделяем первое слово, в конце ставим точку. Предлоги и союзы можно назвать просто маленькие слова и обозначать их треугольником, соответственно-большим и маленьким.
13. И непосредственно последним и самым сложным этапом в обучении грамоте является обучение чтению. На начальном этапе полезно использовать соединительные дорожки. Сначала дети учатся соединять два гласных звука: АУ, УА, ОУ, АО и т. д. Учите детей анализировать прочитанные буквы. Спросите «Сколько букв ты прочитал? Какая первая, какая вторая?» Затем учим детей к гласному присоединять согласный, при этом гласный тянем долго, а согласный говорим коротко: АААМ, УУУМ. Чтение прямого слога (согл. + глас.)-самый ответственный момент начального обучения грамоте. Важно донести до детей, что первую букву нужно тянуть - МММ и, добежав до второй, прочитать её, не разрывая дорожки. Важно следить за тем, чтобы ребенок не допускал прочтения слогов побуквенно (например, М и А- МА). У некоторых детей этот навык закрепляется и они долго не могут овладеть слитным чтением. Переходить к чтению к слогам из трех букв нужно только тогда, когда дети хорошо овладеют чтением слогов из двух букв.
14. Как же перевести детей от слогового чтения к слитному чтению слова? На помощь приходит ударение, т. к. именно оно связывает звуковую оболочку слова в единый образ. Например, читаем слово ГУСИ. Ребёнок читает, выделяя каждый слог- ГУ-СИ, предлагаем выделить ударный гласный. Ребенок снова читает слово вслух, слушает его звучание, определяет ударный звук и еще раз произносит слово, уже выделяя голосом ударный звук. Для того, чтобы облегчить детям задачу, можно давать для чтения слова с уже проставленным ударением. Кстати, в книгах для чтения серии «Читаем сами» и в некоторых букварях ударения уже проставлены.
В процессе чтения детьми слов с использованием ударения будут и другие качественные изменения: сначала дети читают слово плавно, в замедленном темпе, с выделением ударного слога (гуууси). При этом слова с ударением на первом слоге читают лучше, чем с ударением на втором. Чтение последних проходит на основе послогового произнесения слова с явно вычлененным ударным слогом (лунааа). Также читают и слова со стечением согласных (вес-нааа). Постепенно чтение слов становится слитным, т. е., дети читают их с выразительным выделением ударного слога, например, лууужа, лисааа, травааа.
И наконец, дети начинают читать целым словом без специального выделения ударного звука.
И в заключение несколько советов. Во время занятия, вызывая детей для ответов, учитывайте индивидуальные особенности каждого ребёнка и в связи с этим стройте процесс обучения. При этом помните, если материал объясняется впервые, то для выполнения его у доски лучше вызывать детей, хорошо усваивающих основы грамоты. Стоит обращать особое внимание на детей, которые испытывают трудности в усвоении новых знаний. Им нужно всегда оказывать помощь: задавать дополнительные наводящие вопросы, чаще вызывать отвечать, давать посильные для выполнения задания. В силу возрастных возможностей и особенностей дети могут допускать ошибки. Их нельзя оставлять без внимания.
Если мы поможем детям усвоить программу обучения грамоте в детском саду, то, конечно же, в школе им будет гораздо легче.