Елена Хавшабо
План по самообразованию «Исследовательская деятельность детей средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ».
воспитатель:
Хавшабо Елена Ивановна
г. Майкоп
2015-2016г.
Тема: «Исследовательская деятельность у детей средней группы»
Пояснительная записка
Публикация «План по самообразованию „Исследовательская деятельность детей средней группы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
• Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления.
• Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
• Изучение научно-педагогической литературы;
• Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
• Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
• Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне города;
• Знакомство с передовым педагогическим опытом;
• Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
• Активное участие в работе методического объединения района;
• Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
• Обучение на курсах повышения квалификации;
• Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
• умение анализировать научно-методическую литературу;
• умение применять полученные знания на практике;
• активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся: • самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
• предлагать возможные варианты решения;
• исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
2. Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Консультации для родителей на темы:
• «Организация детского экспериментирования.»
• «Научите ребенка любить природу».
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Правила поведения в лесу»
-«Моя семья на даче»
- «Добрые дела»
- «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты с водой»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория-волшебника».
• Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей.
Работа с педагогами
Для педагогов были предложены консультации:
• «Развитие исследовательской деятельности у детей средней группы»;
• «Требования к проведению наблюдений».
• Открытый показ НОД «Удивительное рядом».
• Анкета для педагогов:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
План реализации программы по самообразованию
План реализации сроки Форма работы Содержание
Подготовительный. 1. Изучение проблемы в научно-методической работе.
2. Создание предметно- развивающей среды.
Сентябрь- октябрь
Использование методики «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования. 1. Изучение места детского экспериментирования.
2. Создание мини-лабораторий с объектами неживой природы.
Аналитико- диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители). Ноябрь 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования.
Основной.
Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии) Ноябрь - апрель Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности
детей средней группы Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности
Заключительный. Практические выходы
(открытые просмотры, выставка работ) Май- июнь «Круглый стол»
«Шаг за шагом»
«Хочу всё знать»
«Эти удивительные камни»
«Мое дерево» Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.
Создание «копилки опытов и экспериментов».
Папка-передвижка для родителей и детей.
(поиск интересной информации о явлениях природы).
Создание мини-музея камней
Создание коллекции гербария.
Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Почемучки». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда, бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, утилизированный материал (проволока, перья, губки и т. д., инструменты для опытов (лупа, микроскоп, фонарик и т. д., оформляется уголок «Огород на подоконнике», изготовлены дидактические материалы.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. достаточность;
3. доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
3. Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
Активности, стимулируемой взрослым.
Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;
повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Список литературы:
1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
3. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
7. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
8. https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html