Юлия Батаева
План-конспект НОД в старшей группе «Опытно-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие».
Задачи:
1) обобщить и систематизировать знания детей о свойствах воды (без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
2) формировать опыт проведения лабораторных работ, развивать умение работать в группе, учитывать мнение партнёра;
3) закреплять умение работать с посудой, соблюдая необходимые меры безопасности;
Публикация «План-конспект НОД в старшей группе „Опытно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
4) развивать у детей фонематический слух, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме;
5) прививать бережное отношение к воде под средством пословиц и поговорок о воде.
6) Развивать способность имитировать рост растений посредством физ. минутки «Хозяйка и семена».
Методы и приё мы: отгадывание загадок, беседа, рассказывание пословиц и поговорок, проведение опытов, рассматривание рисунков о воде.
Материал и оборудование: загадки, оборудование для проведения опытов, пословицы и поговорки о воде, рисунки о воде.
Логика образовательной деятельности :
1) дети отгадывают загадки, узнают ключевое слово в кроссворде;
2) беседа о воде;
3) опыт 1 «Вода не имеет запаха»;
4) опыт 2 «Вода не имеет вкуса»;
5) опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная»;
6) игра - эксперимент «Цветное молоко»;
7) фи. зминутка «Хозяйка и семена»;
8) опыт 4;
9) опыт 5;
10) пригласить детей рассмотреть рисунки о воде;
11) закрепить свойства о воде;
12) рассказывание детьми пословиц и поговорок о воде.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное путешествие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. А кто из вас знает, что делают в лаборатории?
Дети: Проводят опыты.
Воспитатель: Правильно. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего путешествия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.
Он так бесстрашен и могуч, что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться, и, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг! (Водопад)
Над лесами, городами, над просторами полей
Проплывают караваны небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли эти чудо корабли.
(Облака)
Меня ждали, меня звали,
Показался - убежали. (Дождь)
Утром бусы засверкали,всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём, ищем, ищем - не найдём.
(Роса)
Воспитатель: Какое слово у нас получилось?
Дети: «ВОДА».
Воспитатель: Правильно, «Вода». Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды. Какая бывает вода?
Дети: Тёплая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. д.
Воспитатель: Что вода делает?
Дети: Течёт, льётся, растекается, журчит, капает, замерзает, тает и т. д.
Воспитатель: Для чего вода нужна человеку?
Дети: Пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.
Воспитатель: Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, какая она вода?
(Дети проходят за столы).
Опыт 1 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у неё вкус.
(Ответы детей).
Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось?
Дети: Вода стала сладкая (кислая).
Воспитатель: Мы изменили вкус воды. Вывод: вода не имеет вкуса.
(На доску выставляется схема).
Опыт 2 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет?
Дети: Вода ничем не пахнет.
Воспитатель: Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой?
Дети: Вода изменила запах, пахнет чесноком.
Вывод: вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю рассмотреть рисунки и сказать, в каком состоянии бывает вода в природе? Закончите предложение: «Вода - это дождь…» (пар, снег, лёд, град)
(Дети выполняют задание).
Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».
Воспитатель: Ребята, что произойдёт с водой, если добавим в неё краску? Добавляем, перемешиваем. Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет.
Воспитатель: Растворилась ли краску?
Дети: Краска растворилась, и краска изменила цвет воды.
Воспитатель: Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана мы положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы?
Дети: В стакане с водой мы видим пуговицу.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Игра - эксперимент «Цветное молоко».
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.
3. А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните её в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдёт! Молоко начнёт двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы будете семенами, а я хозяйкой. Я сажаю семена в землю. Ярко светит солнышко, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они начинают тянуться верх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом, свежо и дышится легко. (Дети под музыку выполняют движения, в конце надевают шапки - маски).
Опыт 4.
Воспитатель: Перед вами ванночки с водой и различные предметы. Опустите в воду предметы, что вы видите?
Дети: Мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули.
Воспитатель: А скажите мне, что тяжелее, железо или дерево?
Дети: Железо.
Вывод: вода выталкивает более лёгкие предметы.
Опыт 5.
Воспитатель: А сейчас ещё один фокус с водой.
У воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца. В одном стакане воспитатель растворяет 5 чайных ложек соли, а другой оставляет так. Опустить в оба стакана яйца. Что происходит?
Дети: В солёной воде яйцо всплывает.
Вывод: в солёной воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворённые в ней частички соли.
Воспитатель: А теперь ребята я приглашаю вас к мольберту, чтобы рассмотреть рисунки о воде и ещё раз вспомнить, что вы сегодня узнали о воде?
Дети: Вода не имеет вкуса, запаха, цвета, вода прозрачная, выталкивает более лёгкие предметы, солёная вода выталкивает предметы.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, для чего мы ежедневно используем воду.
Дети: Умываемся, готовим еду, поливаем растения и т. д.
Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, сможем ли мы прожить без воды?
Дети: Нет. Без воды всё погибнет. Поэтому нужно беречь воду.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы знаете много пословиц и поговорок о воде, давайте их вспомним.
Дети рассказывают пословицы и поговорки о воде.
«Будет дождь - будут грибы».
«Волга - всем рекам мать».
«Где вода - там и верба; где верба - там и вода».
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря!
А то пройдёт немного лет,
И нет водицы - нет, нет, нет.