Балашова Наталья
План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
(дошкольная группа от 6 до 7 лет) 2023-2024 учебный год
Воспитатель: Балашова Наталья Юрьевна.
Актуальность темы:
Публикация «План по самообразованию „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей дошкольных образовательных организаций, которые могут в этом помочь и детям, и их родителям через включение в воспитательно-образовательный процесс программ по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы дошкольникам, которые закладывают нравственные основы финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Цель для педагога:
-Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении вопроса о финансовой грамотности дошкольников.
Цель для детей :
-Формирование финансовой грамотности у дошкольников. Развитие мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитие речи. Дети приобретут навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Задачи:
дать воспитанникам первичные финансовые и экономические представления;
обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
положить начало формированию финансово-экономического мышления;
содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника;
формировать понятие о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость — с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
Ожидаемый результат для педагога:
Повышение своего профессионального уровня. Создание специальной среды для обучения основам финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Оформление собственных методических разработок.
Ожидаемый результат для детей :
знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
знают российские деньги;
знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
Формы отчетности :
- создать уголок "Занимательные финансы".
-проект "Деньги разных стран".
-открытое занятие для педагогов в рамках ДОУ и консультация для воспитателей по данной теме.
-составить конспекты занятий, развлечений.
- проведение мастер-класса, консультации, рекомендации, памятки для родителей.
План работы по данной теме на год
Сроки
Литература для изучения
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с воспитателями
Сентябрь-
октябрь-
ноябрь
- Знакомство с теоретическими знаниями о развитии речи при помощи мнемотаблиц, изучение литературы, подбор диагностического материала.
Беседа о труде.
Занятие – беседа на тему: «Летний день – год кормит».
Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?
Беседа «Хлеб – всему голова».
Беседа с детьми «Знакомство с правилами экономии».
Дидактические игры «Заготовим на зиму фрукты, овощи», «Парочки-детский сад», «Угадай, какая это профессия», «Кому, что нужно для работы», «Кто лучше знает инструменты».
Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».
Чтение стихотворений о труде и профессиях.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».
Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»
-Анкетирование родителей
«Мой ребенок и финансовая грамотность»
- Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
-информация в родительский уголок «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет», «Практические советы
родителям по
формированию финансовой
грамотности»
- оформление родительского уголка.
-Родительское собрание «Возрастные особенности детей седьмого года жизни»
- Создание центра финансовой грамотности «Занимательные финансы» в группе совместно с родителями
- совместно с родителями подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию
- изучение опыта педагогов ДОУ
Декабрь-
январь-
февраль
1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с. 103.
3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М. :АРКТИ, 2006. 88 с.
4. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
5. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/ Д: Феникс, 2018. 45 с.
-Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).
- Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.
- Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»
-Рассказ воспитателя об истории появления денег.
- Изготовление альбома
«Деньги разных стран».
- Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».
Рисование «Монеты моей страны».
Аппликация «Необычные формы денег».
Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему».
- Игра - Викторина «Путешествие в денежную страну»
Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы», «Уроки тетушки Совы» : 1 серия «Что такое деньги?»; 10 серия «О банке».
Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».
Чтение Т. Аксаков «Аленький цветочек»; Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская народная сказка «Как барин овцу купил»; Г. Сапгир «Как лягушку продавали»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
-консультация по теме: «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»
-информация в родительский уголок «Учите видеть связь между трудом и деньгами»,
«Учите ребенка выбирать и покупать товар»
-пополнение центра театрального уголка костюмами, масками атрибутами для инсценировок
-Оформление папки-передвижки «Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет»
Конкурс творческих работ детей и родителей «Моя первая сказка про
финансы»
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)
-сотрудничество с
детской библиотекой в
подборе методической
литературы.
-Консультация для педагогов «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Март-
апрель-
май
1. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7. С. 8.
2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. -сост. Л. Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
3. Казакова Н. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1. С. 29.
4. Смоленцева А. А. Проблемно-игроваятехнология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с. 63.
- Литературная викторина по русским народным сказкам.
- Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
«Уроки тетушки Совы» : 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»;
Заочная экскурсия в банк.
Беседа о рекламе.
«Зачем нужны деньги», «Семейный бюджет».
Проблемная ситуация «Кто купит больше?».
- Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».
- Рисование «Моя любимая реклама».
- Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».
- Викторина для детей «О какой
сказке идет речь?».
Сюжетно-ролевая игры «Интересные покупки», «Ателье», «Рынок».
- родительское собрание «На пороге школы» выступление «Маленький экономист».
-Буклет «От куда в нашем доме
появляются деньги?»; «Интерактивные игры для
формированию финансовой
грамотности у детей»
-Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги», «Детский труд и
поощрение»
-Информация в родительский уголок «Как мы планируем и
тратим?», «Правила бережливости».
- Папка-передвижка для родителей «Экономическое развитие дошкольников»
-
- Мастер-класс для педагогов «Игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»
- открытое занятие «Путешествие в страну финансов»
-отчет по самообразованию, презентация