Оксана Яппарова
План по самообразованию «Социализация детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Публикация «План по самообразованию „Социализация детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся взаимодействовать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность работать в команде. Находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором ребенок бы мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность.
Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, настольные игры, дидактические. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это моторно-двигательная, строительная, для девочек - зона игры с куклами, зона игры с машинами для мальчиков.
Регулярное проведение совместных игр обогатит детей новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.
Цель:
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
1. Развитие игровой деятельности детей;
2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей.
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.
6. Развивать речевую активность у детей.
7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.
План работы
Сентябрь
1. Изучение литературы по теме самообразования.
2. Написание плана работы на год.
3. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.
4. Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в младшем дошкольном возрасте».
5. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем, среднем дошкольном возрасте».
6. Подборка детских художественных произведений.
Октябрь
1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».
2. Разучивание с детьми игр на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга».
3. Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».
4. Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.
Ноябрь
1. Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться».
2. Просмотр мультфильма
3. Игровое упражнение: «Накрой на стол».
4. Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».
Декабрь
1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание безконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо».
3. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек».
Январь
1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».
2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.
Февраль
1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».
2. Сюжетно-ролевая игра: «Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.
3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек»
Март
1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».
2. Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».
Апрель
1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»
2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».
3. Экскурсия по улице села (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором, транспортом, пешеходами).
4. Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.
Май
1. Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).
2. Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация детей младше -среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» (презентация)
Средства и методы деятельности:
• изучить и проанализировать подборку методической литературы;
• наблюдение в ходе игровой деятельности;
• беседы;
• игровая деятельность;
• определить перечень сюжетно-ролевых игр;
• разработать циклы развития сюжетно-ролевых игр по возрастам.
Сюжетно-ролевая игра для дошкольников развивается не спонтанно, а постепенно и характеризуется следующими особенностями:
• На 1-м этапе ребёнок в совместной игре с взрослыми подражает его действиям с игрушками.
• 2-й этап: дети самостоятельно начинают выполнять усвоенные действия с игрушками, а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы.
• 3-й этап: появление изобразительной игры. Её содержание - условно-орудийные действия. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.
.
Использованная литература:
1. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте» М. : Воспитание дошкольника, 2002.
2. Недоспасова В. А. Растем, играя. М. : Просвещение.
3. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. М. : АЙРИС ПРЕСС, 2004.
4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998. 124 с.
5. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник : развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 192 с.
6. Зворыгина. Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1989.
7. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. Москва «Просвещение» 1979
8. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. Москва «Просвещение» 1989.