Ирина Богатырева
План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШУМЯЧСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ «СОЛНЫШКО»
План по самообразованию
воспитателя
Богатыревой Ирины Александровны
По теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Шумячи
2018 – 2019 год
Пояснительная записка
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В. М. Бехтерев
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребёнка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Работая с детьми среднего возраста и общаясь с коллегами, можно отметить, что в последние годы у детей заметно снизился уровень речевого развития (недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, поэтому я очень заинтересовалась этой проблемой и выбрала тему для своего опыта «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр».
Окружение ребенка (семья, родственники, в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста, так как недостаточно проводилась работа с родителями по данной проблеме. Я поставила перед собой цель: создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.
В процессе работы над данной темой: научилась владеть методикой проведения пальчиковых игр. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому использую их на каждом занятии. В работе придерживаюсь основного принципа дидактики: от простого к сложному. Продумываю ход занятий, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх, планирую их в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Цель: создание условий для повышение личного теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в области развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу, направленную на изучение мелкой моторики рук у детей;
создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр;
познакомить детей с видами пальчиковых игр;
обогатить и активизировать словарь детей через пальчиковые игры;
формировать правильное звукопроизношение у детей;
повысить заинтересованность родителей в вопросах развития речи детей путем использования пальчиковых игр
Сроки Формы работы Практический выход
Сотрудничество с детьми
Сентябрь Пальчиковые игры : «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши».
Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка».
Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок. Аппликация из шерстяных ниток: «На прогулке»
Лепка из соленого теста. Картотека игр
Выставка творческих работ «Волшебные нити»
Оформление уголка лепки «Удивительные овощи»
Октябрь Пальчиковые игры : «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Осень».
Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».
Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.
Аппликация из шерстяных ниток: «На прогулке» Картотека игр
Выставка творческих работ «Волшебные нити»
Ноябрь Пальчиковые игры : «Котятки», «Мышка».
Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.
Игры с карандашами, счётными палочками.
Колобки - сделанные из воздушных шариков, с нарисованными рожицами. Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).
Объё мная аппликация из бумаги: «Золотая рыбка» Картотека игр
Выставка творческих работ «Объёмная аппликация из бумаги»
Оформление совместной творческой работы «Аквариум»
Декабрь Пальчиковые игры : «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки».
Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.
Работа с пластилином: «Наряд для Ёлочки» Картотека игр
Выставка творческих работ «Пластилиновые фантазии»
Оформление фотоколлажа «Узоры из ниток»
Январь Пальчиковые игры : «Бараны», «Улитка.
Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.
Аппликация из кусочков бумаги: «Разноцветный коврик» Картотека игр
Выставка творческих работ «Аппликации из кусочков бумаги»
Оформление уголка лепки: «Весёлый Снеговичок»
Февраль Пальчиковые игры : «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия».
Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.
Аппликация из шерстяных ниток: «Цирковой артист» Картотека игр
Оформление совместной творческой работы «Арена цирка»
Март Поставить с детьми инсценировку сказки: «Колобок».
Цель: учить детей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память. Актуализировать и расширить знания детей о пальчиковым театре.
Пальчиковая гимнастика (Мышка», «Чижик-пыжик»)
Объё мная аппликация из бумаги: «Ласковое солнышко» Пальчиковый театр «Репка», «Колобок»
Картотека игр
Выставка творческих работ «Объёмная аппликация»
Апрель Пальчиковые игры : «Пальчик-мальчик», «Котятки»
Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа). Цель: развивать мелкую моторику и речь.
Конструирование: «Паровозик из пуговиц».
Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику, развивать конструктивные способности детей.
Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках.
Аппликация из кусочков рваной бумаги: «Свет в окнах» Картотека игр
Выставка творческих работ «Аппликация из кусочков рваной бумаги»
«Паровоз» - для игр
Май Нетрадиционное рисование: «Солнышко лучистое».
Цель: Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук.
Игра: «Солнечные зайчики».
Цель: научить детей играть в соответствии с текстом.
Каринка из крупы и семян: «Яблоневый сад» Картотека игр
Выставка творческих работ «Солнышко лучистое»
Оформление уголка в группе «Яблоневый сад»
Сотрудничество с семьей
Сентябрь Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников», Цель : Исследовать воспитательный потенциал семьи
«Этот пальчик - я» Консультация о значении развитии мелкой моторики. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе по данной тематике
Памятка для родителей «Этот пальчик - я»
Октябрь - Ноябрь Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи».
Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка среднего возраста в домашних условиях» Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях Картотека игр для развития мелкой моторики в домашних условиях
Консультация: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи».
Декабрь Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе
Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей». Атрибуты для центров в группе
Январь – Февраль Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.
Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки).
Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер). Картотека игр с предметами домашнего обихода
Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!»
Март Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово»
Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.
Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок. Фотовыставка: «Руки мамы и мои ручонки».
Папка - передвижка
Апрель - Май Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для детей».
Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). Буклет
Сотрудничество с педагогами
В течение года Изучение методической литературы
Изучение педагогического опыта воспитателей (Посещение педсоветов, семинаров, конференций)
Сотрудничество со специалистами детского сада (музыкальный работник, инструктор по физической культуре, психолог, логопед) в процессе работы по развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
План работы на год
Картотеки игр
Консультация для педагогов
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Май Самоанализ проделанной работы Отчет-презентация о проделанной работе (Выступление на пед. совете)
Ожидаемые результаты:
Разнообразие пособий вызовут у детей интерес к пальчиковым играм, активизируются творческие способности, улучшатся психические процессы (внимание, мышление, память). Кисти рук и пальцев у детей приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запомнят движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повысится уровень речевого развития детей. Для многих родителей уже не будет представлять секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.
Литература:
1. Бардышева Т. Ю. Умелые пальчики. -М. : ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2. Елецкая О. В., Е. Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М. : ТЦ Сфера,2005. -С. 54-59.
3. Закревская О. В. Развивайся, малыш! -М. : Изд-во ГНОМ и Д,2007. -С. 60,65.
4. Козырева Л. М развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007. -С. 41.
5. КольцоваС. 146-148, с. 149-154, с. 173-181.
6. Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006. -173-180с. ,189с. ,200с.
7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! -М. :Теревинф, 2007. - 127с., с. 162.
8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма Пресс», 2001.