Уланова Юлия
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
«Развитие математических способностей
у детей среднего и старшего дошкольного
возраста с помощью дидактических игр
с блоками З. Дьенеша».
Воспитатель: Уланова Ю. В.
Цель: повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, осваивать и внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Публикация «План по самообразованию „Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность выбранной темы.
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему.
Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Значимым помощником здесь выступает разработка Золтана Дьеныша, венгерского математика, под названием «Логические блоки Дьеныша».
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развития творческих способностей.
Кроме того, дидактические игры с блоками Дьеныша способствуют овладению такими мыслительными операциями, как:
• Выявление свойств;
• Выделение лишнего;
• Обощение;
Ребенок в игре знакомится с такими понятиями, как размер, форма, цвет, а следовательно, познает окружающий мир.
Логические игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей у детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.
Способствуют развитию у детей мыслительных операций:
• анализ,
• синтез,
• сравнение,
• классификация,
• обобщение;
• логического мышления,
• творческих способностей
• и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками». Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:
• «Угадай блок» (по 2-3 свойствам);
• «Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких»);
• «Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);
• «Сложи предмет» (плоский вариант);
• «Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);
• «Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их «дописать»);
• «Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним различным свойством);
• «Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка» у ребенка);
• «Логический поезд» (расставить блок по вагонам в соответствии с заданным изменяющимся свойством);
• «Найди пару».
На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками - обозначением свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств».
Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б. Б. «Лепим нелепицы».
На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания. Далее к изученным играм добавляются новые:
• «Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки, выбирая материал в соответствии с заданными правилами);
• «Логический поезд» (использование карточек с числовым соотнесением);
• «Мозайка цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают нужный блок);
• Игры с использованием логических кубиков - свойств: «День рождения» (замещение – подарок, «Рыбалка» (замещение – рыбы, «Космос» (инопланетяне) и т. д. в соответствии с выбранной темой.
Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б. Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).
Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста способствует:
• ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• развитию познавательных процессов;
• более поздних этапах – развитию творческих способностей.
Важнейшим условием развития личности педагога является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
Вот почему так актуальна выбранная тема самообразования.
Реализация плана работы по самообразованию
Сроки Содержание работы Содержание работы Изменения предметно-развивающей среды Практический выход
С воспитанниками
С родителями
сентябрь Подбор литературы по теме самообразования Консультации, оформление памяток. Пополнение методической литературой уголка воспитателя - план работы на учебный год
Октябрь - ноябрь Знакомство с методическими пособиями по выбранной теме самообразования. Применение знаний на своих занятиях. Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической копилки воспитателя Знакомство с дидактическим пособием «Блоки Дьенеша», чтение метод. литературы по теме, разработка занятий на основе полученных знаний.
в течении года Консультация у зам. зав по УВР Применение опыта на своих занятиях Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической копилки воспитателя Применение знаний, формирование умений.
В течении года Чтение пособий Применение опыта на своих занятиях Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической копилки воспитателя Изучение методической литературы по теме
В течении года Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах Применение опыта на своих занятиях Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической копилки воспитателя Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Дошколенок.
ру
maam.ru
В течении года Посещение занятий коллег. Применение опыта на своих занятиях Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической литературой уголка воспитателя Применение опыта работы в своей деятельности
Обобщение полученного опыта Применение опыта на своих занятиях, пополнение личного сайта воспитателя Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической копилки воспитателя Систематизация, написание отчета о проделанной работе
Отчет.
Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ начали притворяться в действие. Изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения воспитанников. Считаю, что успешность педагога в самообразовании зависит от его стремления к профессиональному росту.
Благодаря работе, проделанной в указанном направлении по самообразованию, у меня сформировалось представление о дидактических играх с блоками Дьенеша как незаменимом средстве развития математических способностей у детей дошкольного возраста. Мною был сделан вывод о том, что, играя с блоками Дьенеша, ребенок не только выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение и др., но и обучается, развивается. Игры с логическими блоками по методике З. Дьенеша учат дошкольника не только думать, следить за координацией движений, но также развивают фантазию, творческие способности, интерес к познанию, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Разнообразие и многоплановость игр и игровых заданий позволяют сделать обучение дошкольника разнообразным и интересным.
Выполнение составленного плана по самообразованию предоставило мне возможность повысить уровень своей профессиональной компетентности, а также развивать способности воспитанников, их самостоятельность, любознательность, а также формировать у них элементарные математические представления.
Содержание:
Тема, актуальность, цели и задачи самообразования…3
Реализация плана по самообразованию 2023-2024 уч. год….4
Список литературы… …9
Список литературы:
1. Альбом для занятий с логическими блоками Дьеныша «Давайте поиграем». Под ред. А. А. Столяра. – М., 1996.
2. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. : ООО «Корвет». – СПб.
3. Финкельштейн Б. Б. Альбом-игра «Лепим нелепицы» 4-6 лет.
4. Финкельштейн Б. Б. – «Поиск затонувшего клада»,
5. Финкельштейн Б. Б. «Праздник в стране блоков»,
6. Финкельштейн Б. Б. «Спасатели приходят на помощь»
7. Игры и упражнения, применяемые на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Рузаль Киршин. Учебно-методическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. Астрахань, 2008.
8. Логика и математика для дошкольников / Под ред. З. А. Михайловой. – СПб, 1996.