Лучший педагог года

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Уланова Юлия
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

План по самообразованию

«Развитие математических способностей

у детей среднего и старшего дошкольного

возраста с помощью дидактических игр

с блоками З. Дьенеша».

Воспитатель: Уланова Ю. В.

Цель: повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, осваивать и внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.

Публикация «План по самообразованию „Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы.

Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему.

Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Значимым помощником здесь выступает разработка Золтана Дьеныша, венгерского математика, под названием «Логические блоки Дьеныша».

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для

• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.

• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

• Развития творческих способностей.

Кроме того, дидактические игры с блоками Дьеныша способствуют овладению такими мыслительными операциями, как:

• Выявление свойств;

• Выделение лишнего;

• Обощение;

Ребенок в игре знакомится с такими понятиями, как размер, форма, цвет, а следовательно, познает окружающий мир.

Логические игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей у детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.

Способствуют развитию у детей мыслительных операций:

• анализ,

• синтез,

• сравнение,

• классификация,

• обобщение;

• логического мышления,

• творческих способностей

• и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками». Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:

• «Угадай блок» (по 2-3 свойствам);

• «Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких»);

• «Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);

• «Сложи предмет» (плоский вариант);

• «Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);

• «Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их «дописать»);

• «Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним различным свойством);

• «Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка» у ребенка);

• «Логический поезд» (расставить блок по вагонам в соответствии с заданным изменяющимся свойством);

• «Найди пару».

На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками - обозначением свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств».

Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б. Б. «Лепим нелепицы».

На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания. Далее к изученным играм добавляются новые:

• «Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки, выбирая материал в соответствии с заданными правилами);

• «Логический поезд» (использование карточек с числовым соотнесением);

• «Мозайка цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают нужный блок);

• Игры с использованием логических кубиков - свойств: «День рождения» (замещение – подарок, «Рыбалка» (замещение – рыбы, «Космос» (инопланетяне) и т. д. в соответствии с выбранной темой.

Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б. Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).

Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста способствует:

• ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• развитию познавательных процессов;

• более поздних этапах – развитию творческих способностей.

Важнейшим условием развития личности педагога является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

Вот почему так актуальна выбранная тема самообразования.

Реализация плана работы по самообразованию

Сроки Содержание работы Содержание работы Изменения предметно-развивающей среды Практический выход

С воспитанниками

С родителями

сентябрь Подбор литературы по теме самообразования Консультации, оформление памяток. Пополнение методической литературой уголка воспитателя - план работы на учебный год

Октябрь - ноябрь Знакомство с методическими пособиями по выбранной теме самообразования. Применение знаний на своих занятиях. Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической копилки воспитателя Знакомство с дидактическим пособием «Блоки Дьенеша», чтение метод. литературы по теме, разработка занятий на основе полученных знаний.

в течении года Консультация у зам. зав по УВР Применение опыта на своих занятиях Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической копилки воспитателя Применение знаний, формирование умений.

В течении года Чтение пособий Применение опыта на своих занятиях Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической копилки воспитателя Изучение методической литературы по теме

В течении года Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах Применение опыта на своих занятиях Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической копилки воспитателя Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Дошколенок.

ру

maam.ru

В течении года Посещение занятий коллег. Применение опыта на своих занятиях Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической литературой уголка воспитателя Применение опыта работы в своей деятельности

Обобщение полученного опыта Применение опыта на своих занятиях, пополнение личного сайта воспитателя Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методической копилки воспитателя Систематизация, написание отчета о проделанной работе

Отчет.

Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ начали притворяться в действие. Изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения воспитанников. Считаю, что успешность педагога в самообразовании зависит от его стремления к профессиональному росту.

Благодаря работе, проделанной в указанном направлении по самообразованию, у меня сформировалось представление о дидактических играх с блоками Дьенеша как незаменимом средстве развития математических способностей у детей дошкольного возраста. Мною был сделан вывод о том, что, играя с блоками Дьенеша, ребенок не только выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение и др., но и обучается, развивается. Игры с логическими блоками по методике З. Дьенеша учат дошкольника не только думать, следить за координацией движений, но также развивают фантазию, творческие способности, интерес к познанию, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Разнообразие и многоплановость игр и игровых заданий позволяют сделать обучение дошкольника разнообразным и интересным.

Выполнение составленного плана по самообразованию предоставило мне возможность повысить уровень своей профессиональной компетентности, а также развивать способности воспитанников, их самостоятельность, любознательность, а также формировать у них элементарные математические представления.

Содержание:

Тема, актуальность, цели и задачи самообразования…3

Реализация плана по самообразованию 2023-2024 уч. год….4

Список литературы… …9

Список литературы:

1. Альбом для занятий с логическими блоками Дьеныша «Давайте поиграем». Под ред. А. А. Столяра. – М., 1996.

2. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. : ООО «Корвет». – СПб.

3. Финкельштейн Б. Б. Альбом-игра «Лепим нелепицы» 4-6 лет.

4. Финкельштейн Б. Б. – «Поиск затонувшего клада»,

5. Финкельштейн Б. Б. «Праздник в стране блоков»,

6. Финкельштейн Б. Б. «Спасатели приходят на помощь»

7. Игры и упражнения, применяемые на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Рузаль Киршин. Учебно-методическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. Астрахань, 2008.

8. Логика и математика для дошкольников / Под ред. З. А. Михайловой. – СПб, 1996.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. Блез Паскаль Актуальность темы: Развитие.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 июня 2023 в 14:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Уланова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД