Маржанат Амангельдиева
План по самообразованию педагога по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Березка» с. Степное Степновского муниципального округа Ставропольского края
План по самообразованию педагога
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Выполнила: воспитатель
Амангельдиева М. К.
2020-2021 уч. год
Публикация «План по самообразованию педагога по теме „Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Создание условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры; использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей в группе.
Задачи:
изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ;
определить наиболее эффективные приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей;
разработать перспективное планирование воспитательно– образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры»;
воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, развивать эмоционально- положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно- ролевых игр;
побуждать детей к общению друг с другом в процессе игровой деятельности и комментированию своих действий;
способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;
привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы : изготовление атрибутов к играм;
представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования : 1 год.
Актуальность
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Для того, чтобы способствовать умственному и, в частности, речевому развитию детей, ученые призывают уделять большое внимание игровой деятельности, содействовать ребенку в играх, обучать им.
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Они указывают на то, что в психике детей 4–5 лет возникают качественные изменения, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.
Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая деятельность, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.
Формы работы с детьми:
совместная игровая деятельность воспитателя с детьми
свободная игровая самостоятельная деятельность детей
ЧХЛ, художественное слово, рассматривание иллюстраций, беседы с элементами диалога, загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
просмотр презентаций и мультфильмов
Методы и приемы:
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
комплексный метод руководства игрой.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты:
- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре.
Условия:
содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;
педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
создаются необходимые атрибуты к игре;
предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.
Мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей :
Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Формы работы с родителями:
консультации
индивидуальные и групповые беседы
родительские собрания
оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
привлечение к обогащению РППС группы
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей :
ребенок активен в играх, в тематике отражает семейные и несложные профессиональные отношения взрослых;
ребенок охотно вступает в ролевой диалог со сверстниками, взрослым;
ребенок проявляет интерес к игровому общению;
ребенок бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых;
у детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту.
Дети интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием).
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме :
Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
Презентация результатов работы по теме самообразования на родительском собрании в конце учебного года.
Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.
Приложение
План саморазвития воспитателя
№ Содержание деятельности. Сроки
Самообразование
1 Изучение научно-методической литературы:
Методика комплексного руководства играми детей С. Л. Новоселовой, где игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры;
Методика обучения детей игре Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой по которой формирование игры детей осуществляется на основе прямого обучения ребенка взрослым способам отображения окружающего мира;
Развитие воображения детей в игровой деятельности Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской, согласно которой обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития.
Ресурсы Сети интернет: точка доступа
https://pedlib.ru/Books/3/0206/3_0206-41.shtml
И др. см приложение в течение года
Содержание задач по образовательной области "Речевое развитие" для детей 4-5 лет
Развитие связной речи.
Осваивать умения диалогической речи : охотно вступать в речевое общение с окружающими.
Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника.
Знать формы вежливого общения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой.
Замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи друзей, доброжелательно исправлять их.
Осваивать умения монологической речи : составлять короткие (5-7 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Развитие словаря.
Осваивать и использовать в речи :
- названия предметов и материалов, из которых они изготовлены;
- названия животных существ и сред их обитания, некоторых трудовых процессов;
-слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества и т. д;
- слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а так - же лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются)
- слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально – нравственные представления детей : слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие.
Грамматическая правильность речи.
Овладеть произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова.
Говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы.
Учиться эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.
Подготовка к обучению грамоте.
Учиться звуковому анализу слов:
- самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;
- различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
- определять место звука в слове;
- самостоятельно выделять слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем – по представлению) В течение года
Повышение квалификации в семинарах, семинарах-практикумах, вебинарах различного уровня, фестивалях педагогических идей, в профессиональных конкурсах различного уровня. в течение года
Публикации в сборниках, журналах, СМИ. в течение года
Дополнять картотеку сюжетно-ролевых игр постоянно
Работа с детьми
Тема игры.
Сроки проведения Задачи Формы работы Развивающая среда
Сентябрь
«Детский сад» Продолжать знакомить с трудом взрослых. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить).
Воспитывать дружбу, желание помогать товарищу, заботиться о младших, не ломать игрушки, убирать на место, не мешать друг другу в играх. Чтение детям
«Катя в яслях», «Ясочкин садик» З. Александровой.
Экскурсии по детскому саду.
Д / игры с куклой: «Укладываем куклу спать»,
«Кукла проснулась», «Сборы на прогулку», «Угостим куклу чаем».
Беседа «Что мы знаем о детском саде?»;
Рассказы о профессиях работников детского сада.
Рассматривание иллюстраций о детском саде. Куклы, машинки, игрушечная посуда, мебель, предметы-заместители. Медицинские инструменты (градусник, шприц, вата, музыкальные инструменты, напольный конструктор и т. п.
Октябрь
«Семья»
Развивать понятие, что такое семья.
Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность близких людей. Продолжать формировать у детей умение передавать в игре несколько последовательных эпизодов (куклы гуляют, обедают, ложатся спать и т. д.)
Учить помогать взрослым, заботиться о младших. Беседа с детьми об их семьях. Рассматривание семейных фотографий, сюжетных картинок. Картина «Наша семья».
Слушание и чтение колыбельных прибауток.
Чтение русских народных сказок «Репка», «Три медведя».
Д / И «Мама и папа»,
«Дедушка и бабушка»,
«Кто старше?»,
«Кто младше?»,
«Назови по именам». Куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности.
Мебель: столы, стулья, кровати разных размеров, стиральные наборы. Утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды. Сумочки, одежда для ряженья: шляпки, галстуки, косынки, пелеринки. Бытовые приборы (игрушечные) : холодильник, стиральная машина, пылесос.
Ноябрь
«Зоопарк» Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Воспитывать доброе отношения к животным, желание заботиться о них: кормить, поить, чистить жилище. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, желание совместно строить, делиться деталями строителя, игрушками, умение играть в коллективе. Наблюдение за животными; рассматривание иллюстраций «Домашние и дикие животные», «Зоопарк».
Беседа «Профессии»;
Д/игры «Зоопарк»; «В деревне у бабушки», «Ветеринар лечит животных». Настольный и напольный конструктор. Фигурки животных, халат, шапочка, фонендоскоп, деревья, домики, коробки.
Декабрь
«Магазин» Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (продавец, кассир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Беседа «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)».
Рассказ воспитателя о профессии продавца;
Рассматривание иллюстраций о работе магазина.
Д / И «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий», «Лото». Рассматривание атрибутов к игре: весы, колпак, фартук, счёты. Прилавок или витрина Наборы продуктов: молочные, упаковки из- под сока, йогурта, чая, кофе, конфет. Овощи и фрукты; бакалейные или гастрономические товары. Кассовый аппарат и счеты. Сумочки, халат, фартук, колпак. Весы, касса для кассира, жетоны с цифрами, вместо денег, банковские карточки, чеки, сумочки для покупателей, корзинки.
Январь
«Больница» Способствовать возникновению у детей умения выбирать роль. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками Чтение детям «Больная кукла» Берестова, «Айболит» К. Чуковского. Кукольный театр «Айболит»
Экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдение за работой медсестры, врача.
Беседа о профессии врача, медсестры.
Рассматривание картин из серии «Профессии» : «Доктор», «Медсестра». Беседа с детьми: «Как я с мамой ходил на прием к врачу».
Д / И «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий».
Знакомство с атрибутами: стетоскоп, градусник, шприцы, шпатели и т. д Игрушечные атрибуты: стетоскоп, шпатели, градусники, горчичники из желтой бумаги, бинт, вата, или ватные диски, ватные палочки. Халат врача, халат медсестры, шапочки с красным крестом, бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом.
Февраль
«Шофер» Развивать навыки правильного общения в транспорте.
Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважения к труду водителя. Целевая прогулка по ближайшей улице города
Беседа на тему «На чем люди ездят».
Рассматривание альбома «Городской транспорт». Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.
Д/и «Чей предмет». Детские стулья, шапочки для шофера, билеты, сумка для кондуктора, рули, накидки с видами автомобилей.
Март
«Парикмахерская»
Познакомить детей с работой парикмахера. Вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуры поведения в общественных местах, вежливого обращения к старшим и друг к другу. Рассказ о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера: ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди и др.
Рассматривание альбома с образцами причесок: мужских, женских и детских, журналов мод. Беседы «Как я ходил с мамой в парикмахерскую», «Для чего нужна парикмахерская?».
Чтение потешек об умывании, причесывании, К. И. Чуковский «Мойдодыр», отгадывание загадок по теме.
Д / И «Кому что нужно для работы?» «Кто назовет больше действий», «Для чего эти предметы», «Хорошо – плохо». Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, Флаконы от шампуней, яркие, необычной формы, ножницы (пластмассовые);
фен (игрушечный,бигуди (игрушечные, мисочка и щеточка для окраски волос, пелеринка для клиента, фартук-накидка для парикмахера, полотенца, заколки, резинки, бантики, журналы с образцами причесок.
Апрель
«Почта» Формировать интерес детей к профессии почтальона. Продолжать развивать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров. Развивать игровое взаимодействие. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Расширять у детей представления о труде работников почты. Рассматривание иллюстраций, беседа о работе почтальона, Д/Игра «Я на почте» Сумки, конверты, карандаши, коробки – посылки, журналы, бланки, эмблема почты.
Май
«Детский сад», «Семья», «Зоопарк», «Магазин», «Больница», «Шофер», «Парикмахерская», «Почта» Развивать у детей воображение, мышление, речь, умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры. Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре. Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь.
Дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.
Мероприятия с педагогами
1 Сентябрь Консультации для воспитателей:
«Организация сюжетно - ролевой игры в средней группе»
2 Октябрь Просмотр центров игр и атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах детского сада.
3 Ноябрь Совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Мастер-класс «Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре «Кафе».
4 Декабрь Выступление на педсовете.
Сообщение для воспитателей "Сюжетно – ролевая игра
Значимость игры, ее видовое разнообразие в дошкольном возрасте".
5 Январь Консультация для воспитателей "Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
6 Февраль Изучить опыт коллег.
https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-vladimirovna-buzmakova/master-klas-dlja-pedagogov-dou-organizacija-syuzhetno-rolevoi-igry.html Провести Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»
7 Март Взаимопросмотр организации сюжетно-ролевых игр детей в разных возрастных группах ДОУ.
8 Апрель Публикация на сайте ДОУ в разделе (взаимодействие с родителями воспитанников) консультации «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
9 Май Итоговый анализ результатов работы (отчет по самообразованию) на итогом педсовете.
Взаимодействие с родителями воспитанников по теме самообразования
№ Сроки Мероприятия с родителями
1 Сентябрь Ознакомление родителей с темой самообразования на родительском собрании.
Консультация для родителей по теме «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
2 Октябрь Индивидуальные консультации с родителями по теме самообразования : советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации сюжетно-ролевых игр с детьми дома.
3 Ноябрь Папка-передвижка "Социально - коммуникативное развитие дошкольников через сюжетно-ролевые игры"
4 Декабрь Круглый стол с родителями "В игры играем, что мы в детях развиваем?"
5 Январь Оформление приемной фото-зоны "Мы играем"
6 Февраль Консультация для родителей «Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей»
7 Март День "Игры и игрушки".
8 Апрель Предложить родителям оказать помощь в обновлении и ремонте атрибутов в центрах игр.
9 Май Презентация на итогом родительском собрании "Наши успехи".
В течение года Активное взаимодействие с родителями воспитанников по обогащению РППС группы: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и др.
Просвещение родителей через публикации, сайт ДОУ, размещение информации в родительском уголке
Список литературы:
1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
2. Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : 2017.
4. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012.
5. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. – М., 1978
6. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание : Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
7. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В. М. Изгаршевой. – М. : Просвещение, 1987
8. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989
9. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сборник научных трудов. Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978
10. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982
11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997
12. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
13. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013.
14. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986
15. Социализация дошкольника через игру : Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Авт. -сост. Т. В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 67 с.
16. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976
17. Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры»/ Н. С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008