Екатерина Крюкова
План по самообразованию «Развитие речи дошкольников» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждено
Заведующая МБДОУ
детский сад № 12 с. Тахта
___Е. В. Паутова
___
«___»___2020 г.
Крюкова Екатерина Владимировна
3 года
(стаж работы)
Тема: «Речевое развитие старших дошкольников»
2019-2020
(учебный год)
Старшая- подготовительная группа
(возрастная группа)
2019 – 2020 уч. год
Содержание
1. Актуальность темы…3
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи дошкольников“ в старшей группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
2. Цели и задачи, анализ психолого-педагогической литературы…. …. 3
3. План работы на год …. ….…6
Заключение….…. ….…9
Список литературы …. …. ….10
Приложение. ….….…. …. 11
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы: 21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Наблюдая за детьми их родителями мною был сделан вывод, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Хорошая речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Цель: речевое развитие старших дошкольников через вовлечение их в разнообразные виды деятельности.
Задачи:
• изучить методическую литературу по развитию речи старших дошкольников;
• подобрать диагностический материал по развитию речи старших дошкольников;
• составить план работы, подобрать методы и приёмы развития речи старших дошкольников через вовлечение их в разнообразные виды деятельности;
• создать оптимальные условия для полноценного общения в различных видах деятельности.
Предполагаемый результат: Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность, речь чистая, грамматически правильная, выразительная, ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове, является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр, проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.
Свою работу я поделила на несколько этапов:
• 1 этап – начальный;
• 2 этап – основной;
• 3 этап – заключительный.
Описание своего опыта начну с первого этапа работы. На этом этапе я изучила психолого-педагогическую литературу по развитию речи и её влияние на развитие детей, а так же рассмотрели особенности развития речи у дошкольников.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы, нами был подобран диагностический материал и проведена начальная диагностика развития речи у детей 6-7 лет. После анализа диагностики нами был составлен перспективный план работы.
Второй этап работы заключался в практической деятельности в работе с детьми. На начале основного этапа мною была проведена работа по оснащению предметно развивающей среды группы :
• центр развитие речи
• театральный уголок и уголок ряженья;
• библиотека;
• сюжетно-ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью: «парикмахерская», «больница», «магазин»,
«кафе»
Так же мною был накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Основные методы и формы работы с детьми, которые я выбрала:
• наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательски - поисковая деятельность.
• словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Работу по данной теме я начала с анализа психолого- педагогической литературы.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.).
Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека- в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д. ; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.
В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную и письменную.
План работы на 2019-2020 год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы и других источников Сентябрь - май Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы», Интернет-ресурсы. Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.
Работа с детьми Сентябрь -Октябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем, пересказ рассказа «Лесной голосок» (Приложение 1) Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок»
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. Совместная деятельность.
Ноябрь-декабрь Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка» (Приложение 2)
«Волшебные слова»
(Приложение 3)
«Непослушный Ваня». (Приложение 4)
Цель: Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии Совместная деятельность.
Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам «Девочка и Еж»
(Приложение 5)
Цель: Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Совместная деятельность.
Февраль Работа с загадками.
Цель: Показать роль загадки на формирование выразительности речи Совместная деятельность.
Март Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи. Занятие-тренинг.
Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением.
(Приложение 6)
Конкурс чтецов
Апрель Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок» (Приложение 7)
Цель: Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей. Показ сказки «Теремок»
Май Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»
Цель: Учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи) в различных ситуациях.
-Формировать умение и навыки активно пользоваться мимикой и жестами, речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох.
- Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
- Учить детей воспроизводить ритмический рисунок, опираясь на наглядную схему. (Приложение 8) Тематическое занятие «Скоро в школу» (Приложение 9)
Работа с семьёй Сентябрь Анкете для ролителей «Сказка в жизни вашего ребенка» (приложение 10)
Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»
Октябрь Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой» (Приложение 11) Выступление на родительском собрании.
Ноябрь Конспект совместного с родителями открытого мероприятия по развитию речи
"Волшебная книга сказок"
Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик, создать для детей атмосферу волшебства; вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада.
(приложение 12) Открытое мероприятие с участием родителей
Март Открытое образовательная деятельность «Как хорошо мы знаем сказки!»
Используемые технологии – мнемотехника (мнемотаблицы)
Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев.
(Приложение 13) День открытых дверей.
Май Подготовка к фотоотчёту. Фотоотчёт по итогам года на итоговом родительском собрании.
Самореализация Сентябрь - май Сбор папки с материалами по теме самообразования. Папка с конспектами, отчётами, консультациями, детскими работами, фотографиями по теме самообразования.
Сентябрь Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению. План по теме самообразования.
Ноябрь Консультация для педагогов на педсовете. Тема: «Познавательно - речевое развитие дошкольников» (приложение 14) Выступление на педсовете.
Февраль Мастер – класс для воспитателей
Тема: «Играя – развиваем речь детей»
Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.
(Приложение 15) Выступление на семинаре-практикуме.
Май Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.
Заключение
Развитие связной речи дошкольников – важный процесс, которому следует уделять максимум внимания. Он включает в себя развитие монологической, диалогической речи и интонационной выразительности. Детей необходимо правильно мотивировать к обучению, заинтересовывать в этом процессе, подбирая наиболее занимательные игровые задания и упражнения. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Список использованной литературы
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика - Синтез, 1999 - 272с.
2. Ельцова О. М. ,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
3. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, ; М. Б. Зуйкова. : Аркти, 2005.
5. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
6. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М. : Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
7. Рудик О. С. Развитие речи у детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – Сфера, 2010 – 176с
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http ://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.