Флора Исаева
План по самообразованию «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Публикация «План по самообразованию „Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, развития творческого воображения, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.
Задачи:
• Создание условий для исследовательской активности детей;
• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
• Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
• Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.
Подбор и изучение литературы по теме Сентябрь 2014-2015 уч. года
См. список литературы. Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования
Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования Октябрь
2014-2015 уч. года Анкетирование родителей.
Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. Создание предметно-развивающей среды
Ноябрь
2014-2015 уч. года Тематический план поисково- исследовательской деятельности с детьми в разные режимные моменты.
Создание мини- лаборатории в центре экспериментальной деятельности. Оформлены:
- уголок природы с разнообразными комнатными растениями.
-мини-лаборатория с набором элементарных приборов:
*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
*природный материал (камешки, песок, семена)
*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)
*прочие материалы (лупы, термометры, весы)
*домашний огород
*дидактический материал
Разработка конспектов НОД. Декабрь
2014-2015 уч. года Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».
Мастер – класс на тему «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Конспект занятия «Огонь-друг, огонь- враг»
Конспект занятия «Удивительный магнит»
«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами В теч.
уч. года Приобретение исследовательских приборов (лупы, весы, трубочки, мерные стаканчики)
Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов В теч. уч. года Опыт «Какая бывает вода?» (жидкое, твердое, газообразное состояние).
Экспериментируем, играя.
Описание приемов и методов ТРИЗ-РТВ, их использование в НОД. В теч. уч. года Перечень приемов и методов ТРИЗ и их описание.
Изучение метода игрового проблемного обучения «Что? Зачем? Почему?» В теч. уч. года Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения: «Познавательный мотив»
Решение творческой задачи с детьми старшего дошкольного возраста
Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка. Изготовление моделей, схем, их использование в процессе экспериментирования. В теч. уч. года Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности : Изучение свойств света, воды, воздуха.
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Участие на педагогическом совете. Посещение курсов повышения квалификации.
В теч. уч. года Консультации для воспитателей: «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ).
«Этапы усложнения поисково-познавательной деятельности».
Мастер - класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Выпущена памятка воспитателю.
Создание «копилки опытов и экспериментов»и картотеки дидактических игр ТРИЗ и РТВ
В теч. уч. года Картотека дидактических игр ТРИЗ и РТВ, опытов и экспериментов. Презентации: «6 простых опытов», «10 фокусов»
Поиск интересной информации В теч. уч. года Папки - передвижки для родителей: «Экспериментируем дома», «Игры с песком и водой».
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Обмен опытом на сайтах. В теч
уч. года Участие в международных и всероссийских конкурсах конспектов ЦДО «Созвездие», обмен опытом на сайте nsportal.ru, maaam.ru/
Разработка презентации, проекта по обобщению материалов работы Апрель
2015-2016 уч. года
Самоанализ и оценка знаний по изучаемым темам Май
2015-2016 уч. года Результаты и выводы по проведенной работе