Оксана Левшакова
Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Текст презентации
1 слайд. Добрый день. Я - Левшакова Оксана Валерьевна. Воспитатель детского сада №18. Хочу поделиться с вами своим опытом в форме презентации по теме:«Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»
2слайд. Основной целью поисково-исследовательской деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка. Задачи развития: развитие коммуникативных навыков, познавательных способностей, развитие творческого воображения и мышления и обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3слайд. Традиционно педагоги детских садов чаще обращают внимание детей и знакомят их с растениями и животными, хотя объекты неживой природы представляют для дошкольников не меньший интерес. С самого рождения детей окружают различные объекты и явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой – предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдений и игры. Все это позволяет и делает возможным проводить систематическое и целенаправленное ознакомление детей с неживой природой.
4 слайд. Я провела диагностику знаний детей по теме «Вода». Ее результаты представлены в таблице № 1
Проведение и анализ педагогической диагностики, наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в свободной деятельности убедили меня, что необходимо найти более действенные методы при обучении детей. На данном этапе таким методом я определила поисково-исследовательскую деятельность. А так как данный метод не очень часто используется в работе педагогов и является малознакомым для детей, то считаю, что дошкольников необходимо обучать планированию и проведению поисково- исследовательской деятельности. Отсюда сложилась проблема проекта.
5 слайд. Проблема проекта:
«Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»
Цель проекта: Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы (воды).
6 слайд. Задачи проекта:
1. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в поисково-исследовательскую деятельность, накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воды.
2. Изучить методическую литературу по организации и проведению поисково-исследовательской деятельности в неживой природе.
3. Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды.
4. Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Вода».
5. Разработать финансовое содержание проекта.
7 слайд. Надеюсь, что предложенный мною проект поможет педагогам-коллегам в организации и проведении поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а детям позволит приобрести прочные знания о воде, «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, повысит качество знаний воспитанников, сформирует желание включаться в деятельность поиска и творчества.
8 слайд. Для более полного охвата я выделила содержание поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников при изучении воды, доступных возрастному пониманию и изучению, которые использовала в планировании. Это -
1. Свойства и признаки воды.
2. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое) :
- их свойства и качества;
- переход из одного состояния в другое;
3. круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
9 слайд. Я рассмотрела формы деятельности и попыталась выделить ключевые моменты, на которых строится работа с детьми. (Таблицы №2, №3, №4)
Таблица № 2. К организованной форме обучения я отнесла: экскурсии, наблюдения, занятия, обобщение представлений о природе, классификация представлений о природе, опыты, поисковая деятельность, развитие речи, ознакомление с деятельностью людей в природе, ознакомление с трудом людей в природе, изобразительная деятельность
10 слайд. Таблица №3. Совместная деятельность взрослого и детей включает в себя: экологические досуги и праздники, работа с календарем природы, дневником наблюдений, опыты, поисковая деятельность, чтение литературы, просмотр фильмов, труд в уголке природы и на участке, наблюдения, целевые прогулки, дидактические игры, беседы, сбор коллекций, работа в библиотеке, работа в исследовательском уголке, работа в уголке изодеятельности, работа с моделями
11 слайд. Таблица №4. К самостоятельной деятельности детей, по моему мнению, надо отнести работу с литературой, игровую деятельность, труд в уголке природы и на участке, работу в уголке изодеятельности, экспериментирование, работу в исследовательском, работу с календарем природы и дневником наблюдений.
12, 13, 14,15,16 слайд. Для плодотворного и системного претворения проекта я включила поисково-исследовательскую деятельность во все блоки деятельности. В представленной вам папке можно более подробно ознакомиться с нашей деятельностью в таблице №7. Отразить всю структуру деятельности по этому проекту в фотографиях презентации невозможно. Поэтому мы выбрали самые яркие опыты и эксперименты.
17, 18 слайд. Для обучения и закрепления знаний дошкольников о воде я использовала дидактические игры. Более подробно с ними можно ознакомиться в представленной папке в таблице №8
19 слайд. Для мониторинга проекта я использовала диагностику разработанную на основе программы Натальи Александровны Рыжовой «Наш дом природа».
Диагностика представляет собой схему изучения знаний детей о неживой природе. Я использовала раздел «Вода».
Результаты диагностики представлены в таблице №5. Результаты, я думаю, видны на лицо, если сравнить с таблицей №1 моей презентации
20 слайд. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»
21 слайд. Мне хочется сказать, что экспериментальная деятельность является одной из ведущих в развитии детей дошкольного возраста. Согласно требованиям ФГОС у ребенка должна быть сформирована инициативность, самостоятельность, стремление к лидерству. Эти качества также развиваются в процессе экспериментирования, моделирования, поисковой деятельности. Свое выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция : «То что я слышу – забываю, то что я вижу – я помню, то что я делаю - я понимаю». 22 слайд. Спасибо за внимание