Инна Лаинская
План по самообразованию педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : создание условий для успешной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию детей в старшей группе.
Задачи:
1. Повысить свой профессиональный уровень.
2. Расширить знания по теме путем изучения педагогической литературы.
3. Пройти курсы повышения квалификации.
4. Дополнить и расширить предметно — развивающую среду в уголке «Любознайка».
5. Провести мастер- класс для педагогов.
Публикация «План по самообразованию педагога „Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
6. Составить перспективный план работы на год.
7. Подготовить консультацию для родителей.
8. Провести комплексное занятие по познавательно — исследовательской деятельности.
9. Составить отчет о результатах работы.
Темы работ:
1. Мастер класс для педагогов «Растим любознайку». Январь 2017.
2. Консультация для родителей «Опыты дома, или чудеса из простых вещей.». Февраль 2017.
3. Комплексное занятие по познавательно — исследовательской деятельности. Март 2017.
4. Отчет о работе за год. Май 2017.
Литература для изучения:
«От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС
«Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации. О. В. Дыбина.
«Простые опыты с природными материалами для дошкольников» М. Султанова.
«Простые опыты с воздухом для дошкольников.» М. Султанова.
«Математика в детском саду». Метлина Л. С.
«Познавательное развитие детей 2-7 лет». Методическое пособие для воспитателей. - М., Просвещение, 2010,
«Методика исследовательского обучения дошкольников». Савенков А. И.
«Учим дошкольников думать : игры, занятия, диагностика». Щетинина А. М.
«20 конспектов познавательных игровых сеансов» Осечкина Л. И., Чапкова В. В.
«Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет». Карпова С. И., Мамаева В. В.
«Методика детского экспериментирования» Рыжова Л. В.
«Развитие познавательных способностей дошкольников» Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л.
Актуальность выбранной темы.
«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Так звучит древняя китайская поговорка.
Для меня лично вопросы в познавательно — исследовательской деятельности детей начались с переходом в старший дошкольный возраст, сказался большой перерыв в педагогической практике. Я решила изучить необходимые условия для развития познавательно — исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её" самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.
Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности, -
и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
И начать данную работу нужно именно с организации пространства для свободной познавательной деятельности детей.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) действия ребенка во все большей мере определяются внутренними целями, замыслами. К концу дошкольного возраста разные виды деятельности отчетливо дифференцируются, одновременно возникают внутренние схемы упорядочения опыта (родо-видовые, причинно-следственные, пространственно-временные). Ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата, с преднамеренным вызовом определенных эффектов в зависимости от условий действия. Успешность этого движения зависит от разнообразия форм активности ребенка, многообразия материалов, обеспечивающих разные виды его деятельности, в том числе, познавательно-исследовательскую.
Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста должно быть следующим: объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т. п.
Учитывая:
тенденцию модернизации дошкольного образования;
недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей;
противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, актуальной становится разработка системы методической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольников, детского экспериментирования, с учетом реальных условий работы в ДОУ.
Ожидаемые результаты : подтверждение, путем диагностики, выполнения норм возрастного развития познавательных интересов детей.