Наталья Гончарова
Поисково-исследовательская деятельность в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности
в группе раннего возраста
«Путешествие в страну «Почемучка»»
Цель: Способствовать развитию интереса детей к познавательной деятельности и формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Задачи: Познакомить детей со свойствами камня: твердый, прочный (не ломается и не бьется, имеет определенный вес и поверхность).
Познакомить со способами отделения камней от песка при помощи сита. Закрепить представление о песке, как сыпучем материале.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Темочки
Активизировать употребление в речи детей прилагательных: твердый, мягкий, гладкий, большой, маленький; глаголов: сыпется, тонет, пересыпается.
Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: Волшебный сундучок с камушками, тесто, ситечко, ведерко с песком, подносы на каждого ребенка. Эмблемки «Почемучек» - волшебников. Стаканчики с водой, волшебная палочка, костюм феи, салфетка, аудиозапись: «Песенка волшебника», звук плача, зеленая полянка, зайка, салфетки для рук, морковка для сюрприза. Мешочек для камушков.
Ход:
Няня с детьми заходит в группу.
Воспитатель встречает детей в группе.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями.
А я – фея, я прилетела к вам из далекой сказочной страны «Почемучка». А вы хотите побывать у меня в гостях. (Да)
Но сначала мне нужно превратить вас в волшебников, что бы вы могли вместе со мной творить настоящие чудеса.
Я взмахну волшебной палочкой:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю превращать»
(под салфеткой в красивой коробочке - эмблемки волшебников)
Пока одеваем, звучит музыка «Песенка волшебника»
Теперь вы готовы, отправится в путь.
Мы в далекий путь летим.
Поскорей помочь хотим.
Мы в ладоши хлоп-хлоп,
Мы ножками топ-топ.
На месте покружились,
В стране волшебной очутились.
Воспитатель: Вот мы и на месте. Добро пожаловать в мой волшебный мир.
Мои маленькие волшебники, а вы слышите кто – то жалобно плачет. (Звук плача)
На стуле (вокруг оформлена полянка, сидит заяц.
Да это зайка! Зайка, что случилось? У зайки были камушки, в которые он любил играть, а теперь он их потерял. Поможем найти камушки, зайка сказал что они в желтой коробочке.
Дети находят коробочку, открывают, заглядывают внутрь.
Воспитатель: Ребята как их здесь много. Зайка, а давай раздадим ребятам камушки и все вместе рассмотрим их.
Дети проходят к столам и садятся на стульчики.
Раздаю на подносы камушки.
Опыт №1.
Воспитатель: Какие они разные. Давайте найдем каждый у себя самый большой камень, самый маленький.
Опыт №2.
Воспитатель: Давайте постучим камушек о камушек во так:
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали.
Вот так. Вот так,
Не разбить нам их никак.
Наши камушки разбились? (нет) Какие были такие и остались. А почему? А потому, что они твердые.
Опыт №3.
Воспитатель: Давайте попробуем опустить камушки в воду и посмотрим, что произойдет. Дети опускают камешки в емкость с водой. Что произошло с нашими камушками? (они утонули). А почему они утонули? (тяжелые). Правильно ребята, камушки тяжелые и поэтому они опустились на дно.
Опыт №4. А коробочка – то наша не пустая, здесь еще, что – то есть. Шарики из теста. Что мы делаем с тестом? Мы мнем его, оно такое мягкое, теплое, легко мнется, правда ребята. А камушек возьмем, никак не можем его смять. Почему? (твердый)
Ребята, а зайчонок наш совсем устал, хочет поиграть. Давайте вместе поиграем.
Физкультминутка:
Рано утром на полянке (хлопаем)
Так резвятся зайки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)
Молодцы ребята! Зайчику понравилось.
Воспитатель:
Что-то шепчет зайчик мне на ушко. Ребята, а зайчонок- то наш затейник, приготовил для нас задание, узнаем какое? Вот стаканчики с песком, а в песке спрятаны камушки. Зайчонок хочет знать, сможете ли вы их найти?
Конечно, зайчонок, мы тебе сейчас покажем, как мы это умеем делать. Камни можно вот так выбрать руками (показ, но это очень долго и не удобно, запачкаем руки. Помните, как мы на прогулке искали камушки, просеивали через сито. (Показ).
Воспитатель пересыпает песок, камушки остаются в сите.
- Песочек мелкий, песчинки маленькие, поэтому они пересыпаются (проходят) через отверстия сита, а камушки крупные, большие - остались в сите. Зайка, вот сколько камушков ребята нашли для тебя, бери. Сколько камушков? Много.
Ссыпать камушки в один мешочек и подарить зайке.
- Смотрите, какой зайка стал веселый. Зайка говорит нам «Спасибо», мы ему очень помогли.
За это он нам принес подарок, большую морковку - сюрприз. (Конфеты).
Давайте скажем всем спасибо и до свидания.
Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности
в группе раннего возраста
«День рождение у Мишки»
Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
Задачи: Познакомить детей со свойствами песка: песок – сыпучий, сухой, сырой; лепится, когда влажный и меняет цвет от воды. Совершенствовать связную речь, обогатить словарный запас детей словами: влажный, сыпучий, сухой. Развивать фантазию, творческие способности; воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. Формировать умение выполнять под музыку танцевальные движения.
Материалы и оборудование: игрушка – мишка, песочница (размер 50 /70 см, формочки (по количеству детей, леечки с водой (по количеству детей, совки, одноразовые тарелки, магнитофон, зубная паста для украшения песочных пирожных, фартуки по количеству детей, влажные салфетки.
Ход занятия:
Звучит музыка. Воспитатель с детьми входит в группу. Группа украшена шарами, цветами. На диване сидит большой медведь в колпачке.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, как красиво и нарядно в нашей группе!
А кто это пришёл к нам в гости? (Мишка).
Он очень красивый, нарядный, с бантом, в колпачке.
Почему Мишка сегодня такой нарядный и красивый?
Дети, у Мишки сегодня день рожденья, он пришёл его с нами отметить. Давайте мы его поздравим и громко скажем: «С днём рожденья!»
Когда у наших детей бывает день рожденья, мы играем в каравай.
Давайте порадуем Мишку и для него поводим хоровод.
Хороводная игра: «Каравай».
Воспитатель:
Ребята, Мишка - большой сладкоежка! Давайте приготовим для него угощенье к праздничному столу: сделаем вкусные пирожные. Мишка будет очень рад. (Дети подходят к песочнице, надевают фартуки).
Воспитатель:
Как вы думаете, из чего мы будем готовить пирожные? Правильно из песка.
Прежде, чем мы приступим к работе, нужно запомнить правила:
1. Во время работы не брать песок в рот
2. Не обсыпаться песком
3. Не тереть глаза грязными руками
Песка у нас много. Потрогайте его – он сухой.
(Дети трогают песок, повторяют слова «сухой». Воспитатель берёт песок в кулак и сыпет его в песочницу. Предлагает детям сделать то же самое. При этом активизирует речь детей словами «сыпется», «сухой», «сыпучий»).
Воспитатель: Обратите внимание, ребята: песок сухой, он легко сыпется.
Как сыпется песок? (Легко). Поэтому говорят, что он сыпучий.
Какой песок? (Сыпучий).
Попробуем сделать из него пироженное для Мишки.
(Пробуют делать – ничего не получается).
Почему у нас ничего не получается? Потому что песок сухой, он рассыпается. Давайте увлажним песок - добавим немного воды.
(Дети берут леечки с водой, выливают воду на песок).
Воспитатель:
А теперь пока наш песок намокает, мы потренируем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои (показать пальчики)
Их сожми и разожми, (сжать, разжать)
Поверни их эдак так (повороты кистями)
Помаши слегка вот так (махаем ручками)
За работу принимайся, (потереть ладошки)
Ничего не опасайся.
Воспитатель:
Потрогайте песок. Какой он стал? (Влажный – мокрый).
Посмотрите, песок изменил свой цвет – стал темнее. (Показать сухой и мокрый)
Он сыпется? (Набирает песок в кулак и пробует высыпать).
Мы добавили в песок воды, и он стал мокрым и уже не рассыпается.
Песок липкий (Дети повторяют слова «липкий», «мокрый»).
А куда же исчезла вода? Она «забралась» в песок и устроилась между песчинками.
Давайте попробуем сделать пирожные для Мишки при помощи вот таких формочек.
(Дети садятся за столы, вместе с воспитателем лепят, пирожные при помощи формочек, выкладывают из формочек на тарелки пирожные).
Воспитатель:
А теперь вытираем руки влажной салфеткой.
Чтобы наши пирожные стали как настоящие – украсим их кремом выдавливают на пирожное зубную пасту.
(Слепленные изделия аккуратно ставят на стол и угощают Мишку).
Воспитатель:
Вот какие красивые получились пирожные. Молодцы! Тебе нравится, Мишка? Он говорит, что ему очень-очень нравятся наши изделия, и благодарит вас. Теперь он может угостить всех лесных зверей. А еще Мишка хочет с нами поиграть в игру.
«Отгадай на ощупь»
У него есть два волшебных мешочка, вы должны угадать что в них, не глядя только с помощью рук.
Песок. Какой?
А мы – молодцы, отлично справились с заданием.
Вывод:
Сегодня мы познакомились с песком, какой он бывает: сухой, сыпучий, легко сыпется и из него нельзя лепить; бывает мокрый, липкий и не сыпется и из него можно лепить.
А теперь скажем всем до свидания и идём мыть руки.