Оксана Махортова
План по самообразованию «Кинезиологические методы развития речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Актуальность.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возникает необходимость поиска ответов на следующие вопросы:
-Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его психические процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией?
Публикация «План по самообразованию „Кинезиологические методы развития речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
-Как развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?
Ответом на эти вопросы является такая наука, как кинезиология.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через движение. Кинезиология существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Одним из результатов работы учёных в данной области стала разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.
Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий. В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в образовательную деятельность.
Как уже говорилось, кинезиология – наука, изучающая развитие головного мозга через движения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). По мнению нейрофизиологов и кинезиологов развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Специальные кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
Основная цель кинезиологиологических упражнений : развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
Кинезиология способствует развитию мелкой моторики. Одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.
Цель: способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развития речи, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.
Задачи:
-развивать межполушарные взаимодействия;
-синхронизировать работу обоих полушарий;
-снимать эмоциональную напряжённость;
-развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
Перспективный план самообразования по теме : «Кинезиологические упражнения, как один из методов развития детей младшего дошкольного возраста»
Сентябрь.
1. Изучение литературы.
2. Родительское собрание.
Октябрь.
1. Знакомство с кинезиологическими упражнениями.
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Колечки», «Заяц», «Коза», «Вилка», «Цепочка», чередование «Заяц- Коза-Вилка».
3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко».
Ноябрь.
1. Телесные упражнения : «Перекрестное марширование», «Колено-локоть», «Крюки».
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Колечки», «Заяц», «Коза», «Вилка», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь».
3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка».
Декабрь.
1. Растяжки: «Снеговик», «Дерево», «Тряпичная кукла», «Солдат».
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Кулак-ребро-ладонь», «Я- хороший».
3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек».
Январь.
1. Дыхательные упражнения: «Дышим носом», «Свеча».
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Колечки», «Заяц», «Коза», «Вилка», «Я-хороший».
3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек», «Мишка вытягивает губы».
Февраль.
1. Упражнения на релаксацию и глазодвигательные упражнения: «Путешествие на облаке», «Дирижер», «Ковер -самолет».
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Кулак-ребро-ладонь», «Цепочка», «Ухо-нос».
3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик».
Март.
1. Глазодвигательные упражнения и самомассаж : «Взгляд влево вверх», «Слон», самомассаж ушных раковин.
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Заяц», «Коза», «Вилка», «Я-хороший», «Ладушки-оладушки».
3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик», «Подуем на горячий чай».
Апрель.
1. Зеркальное рисование.
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Я-хороший».
3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик», «Подуем на горячий чай», «Очень вкусно».
Май.
1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
2.. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Цепочка».
3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик», «Подуем на горячий чай», «Очень вкусно», «Откусим пирожок».
Список используемой литературы:
1. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008. – 60с
2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер.
С. М. Масгутовой. – М., 1997.
4. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е.
И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина.
5. Шанина Г. Е Упражнения специального кинезиологическогокомплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : Учебное пособие – М., 1999