МААМ-картинки

План по самообразованию «Кинезиологические методы развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Оксана Махортова
План по самообразованию «Кинезиологические методы развития речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо.

Актуальность.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Возникает необходимость поиска ответов на следующие вопросы:

-Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его психические процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией?

Публикация «План по самообразованию „Кинезиологические методы развития речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

-Как развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?

Ответом на эти вопросы является такая наука, как кинезиология.

Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через движение. Кинезиология существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Одним из результатов работы учёных в данной области стала разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.

Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий. В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в образовательную деятельность.

Как уже говорилось, кинезиология – наука, изучающая развитие головного мозга через движения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). По мнению нейрофизиологов и кинезиологов развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Специальные кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Основная цель кинезиологиологических упражнений : развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.

Кинезиология способствует развитию мелкой моторики. Одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.

Цель: способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развития речи, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.

Задачи:

-развивать межполушарные взаимодействия;

-синхронизировать работу обоих полушарий;

-снимать эмоциональную напряжённость;

-развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Перспективный план самообразования по теме : «Кинезиологические упражнения, как один из методов развития детей младшего дошкольного возраста»

Сентябрь.

1. Изучение литературы.

2. Родительское собрание.

Октябрь.

1. Знакомство с кинезиологическими упражнениями.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Колечки», «Заяц», «Коза», «Вилка», «Цепочка», чередование «Заяц- Коза-Вилка».

3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко».

Ноябрь.

1. Телесные упражнения : «Перекрестное марширование», «Колено-локоть», «Крюки».

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Колечки», «Заяц», «Коза», «Вилка», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь».

3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка».

Декабрь.

1. Растяжки: «Снеговик», «Дерево», «Тряпичная кукла», «Солдат».

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Кулак-ребро-ладонь», «Я- хороший».

3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек».

Январь.

1. Дыхательные упражнения: «Дышим носом», «Свеча».

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Колечки», «Заяц», «Коза», «Вилка», «Я-хороший».

3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек», «Мишка вытягивает губы».

Февраль.

1. Упражнения на релаксацию и глазодвигательные упражнения: «Путешествие на облаке», «Дирижер», «Ковер -самолет».

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Кулак-ребро-ладонь», «Цепочка», «Ухо-нос».

3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик».

Март.

1. Глазодвигательные упражнения и самомассаж : «Взгляд влево вверх», «Слон», самомассаж ушных раковин.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Заяц», «Коза», «Вилка», «Я-хороший», «Ладушки-оладушки».

3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик», «Подуем на горячий чай».

Апрель.

1. Зеркальное рисование.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Я-хороший».

3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик», «Подуем на горячий чай», «Очень вкусно».

Май.

1. Упражнения на развитие мелкой моторики.

2.. Упражнения на межполушарное взаимодействие: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Цепочка».

3. Артикуляционные упражнения «Дудочка», «Киска лакает молоко», «Пыхтелка», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик», «Подуем на горячий чай», «Очень вкусно», «Откусим пирожок».

Список используемой литературы:

1. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008. – 60с

2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер.

С. М. Масгутовой. – М., 1997.

4. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е.

И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина.

5. Шанина Г. Е Упражнения специального кинезиологическогокомплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : Учебное пособие – М., 1999

Публикации по теме:

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках» Содержание картины. Зима. Мать гуляет с детьми. Старший мальчик везет санки. На них сидит девочка в теплом красном пальто и шапочке. На.

Методическое указание к картине «Строим дом» для развития речи детей младшего дошкольного возраста Содержание картины. Дети играют на полу со строительным материалом. Мальчики строят дом. Один из них устанавливает флажок на верху постройки,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Кинезиологические методы развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 января 2024 в 12:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Кинезиологические методы развития речи детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Махортова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД