Антонова Эльмира
План по самообразованию «Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы.
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.
Публикация «План по самообразованию „Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Безопасность. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.
Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:
• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);
• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо так же учитывать следующее его особенности:
• стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно
оценивать свои силы и возможности;
• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях,
неумение использовать правила безопасности и др.
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-
дошкольника :
• опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);
• опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);
• опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
• опасности на природе.
Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с
ранних лет, этих опасностей можно избежать.
Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках
опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему
выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать
собственные возможности по преодолению опасности.
Цель данной работы заключается в повышение собственного профессионального опыта в процессе изучения темы, открытие нового приоритетного направления в работе с детьми.
Задачи данной работы:
1. повысить собственный уровень знаний путем изучения различной литературы и информации в интернет-ресурсах;
2. повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;
3. организовать обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
4. обобщение и распространение педагогического опыта в рамках проведения мастер-классов, семинаров и т. п.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
В данном этапе самым важным было рассмотрение и изучение методической литературы – заданной тематики (список литературы и интернет ресурсов прилагается). Так же были рассмотрены работы педагогов ДОУ публиковавшихся на различных, образовательных интернет порталах. (https://infourok.ru , https://www.maam.ru/)
Сроки: Сентябрь, 2018г.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Практический этап предполагает организационно – методическую работу по теме.
1. Составление перспективного плана работы с детьми по теме: «Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста» Приложение 1.
Сроки: Сентябрь, 2018г.
2. Осуществление плана работы с детьми по теме: «Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста» Приложение 2.
Сроки: Сентябрь, 2018г. – Май, 2019г.
3. Обогащение предметно – развивающей среды по формированию основ безопасности у детей.
Сроки: Сентябрь, 2018г. – Май, 2019г.
4. Составление перспективного плана работы с родителями по теме: «Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста» Приложение 3.
Сроки: Сентябрь – Октябрь, 2018г.
5. Осуществление плана работы с родителями по теме: «Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста» Приложение 4.
Сроки: Январь – Май, 2019г.
6. Написание Вывода – отчета о проделанной работе.
Сроки: Апрель - Май, 2019г. ( Имеется в данной работе стр:6)
7. Подготовка презентации Microsoft PowerPoint для воспитателей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 «Ягодка». Приложение 5.
Сроки: Апрель – Май, 2019г.
8. «Трансляция опыта работы» для воспитателей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 «Ягодка».
Сроки: Май, 2019г.
9. «Трансляция опыта работы» на образовательном портале https://www.maam.ru/ Приложение 6.
Сроки: Май, 2019г.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Совершенствование образовательного процесса ориентировано на повышение качества образования, а без использования инновационных, исследовательских форм работы, без выявления и диссеминации профессионального опыта невозможно достичь результата. В условиях реализации ФГОС нового поколения представлены многочисленные возможности для распространения педагогического опыта.
Авторами была выбрана форма : «Трансляция опыта работы». Что подразумевает рассказ о использованных приемах в работе с детьми и их родителями, на заданную тему, по средствам инновационных технологий (Презентация Microsoft PowerPoint) для воспитателей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 «Ягодка».
ВЫВОД
Работа по данной проблеме показала, что результативность формирования основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста связана не только с развитием мыслительных операций, но и с формированием жизненной позиции, развитием мировоззрения, нравственно-волевых качеств. Разнообразная тематика занятий, форм работы позволяет формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, навыков жизнесберегающего поведения. Приобретенные знания, умения и навыки становятся прочными, осознанными и могут использоваться в различных условиях и ситуациях.
Так же стоит отметить, что работа с родителями сказалась на понимание важности данной темы для детей, т. к, именно после собраний по теме «Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста», они стали больше уделять внимания вопросам ОБЖ в воспитании своих детей.
В целом в течение года, с 1 сентября 2018г. по 31 мая 2019г., реализовались все планы мероприятий с детьми средней группы, их родителями и педагогическим составом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 «Ягодка».
Цели и задачи, поставленные в плане по самообразованию на тему : «Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста», полностью достигнуты.
Список использованной литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005.
2. Азбука безопасного общения и поведения/ И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. -М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014
3. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры. - М. : Просвещение, 1995.
4. Основы безопасности дошкольников /Под ред. В. А. Ананьева. - М. : Академия, 2000.
5. Интернет ресурсы:
• https://www.vospitatelds.ru/ ( Журнал: «Воспитатель ДОУ»)
• https://dovosp.ru/j_dv ( Журнал: «Дошкольное воспитание»)
• https://doshkolnik.ru/jurnal-doshkolnik.html ( Журнал: «Дошкольник)
• https://detsad-mag.ru/ (Научно – методический журнал для педагогов и родителей: «Детский сад от А до Я)