Задоянова Надежда
Формирование основ экологической безопасности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение. В дошкольном детстве ребенок проходит самый духовный и интеллектуальный путь развития. В данный период формируются основы экологического мышления и сознания, экологической культуры.
Публикация «Формирование основ экологической безопасности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В последние годы проблема окружающей среды превратилась в глобальную проблему. Обострение экологической проблемы и необходимость их преодоления ставит задачу в просвещении населения по формированию экологического сознания, культуры природопользования.
Экологическая безопасность - предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей, видовому составу животного и растительного мира, а также опасности истощения не возобновляемых природных ресурсов в результате различных видов деятельности человека. Согласно Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В дошкольном возрасте экологическое воспитание — это значит сформировать у детей осознанно правильное отношение к объектам природы, не забывая об экологической безопасности. Мы взрослые должны помочь детям открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, необходимый всем, беречь и охранять. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. С данной задачей мы можем справиться, если с раннего возраста активно начнем приобщать ребенка к миру природы.
В процессе данной работы, в рамках различных видов детской деятельности, благодаря использованию разнообразных форм и методов работы с детьми у детей формируются качества, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
На каждом направлении работы мы использовали формы, способы организации образовательной деятельности, при выборе которых мы учитывали особенности развития детей старшего дошкольного возраста и цели, поставленные по формированию того или иного компонента культуры безопасности старших дошкольников в ситуациях «Ребенок в природе».
1. Формы и способы деятельности по воспитанию мотивации к безопасности.
- создание проблемных ситуаций;
- рассматривание иллюстраций;
- сказкопедагогика;
- рассказы воспитателя из личного опыта;
2. Формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления.
- беседы;
- наблюдения и экскурсии;
- экспериментирование;
- чтение и обсуждение литературы;
- дидактические игры;
- классификация;
- «река времени»;
- ИКТ, просмотр мультфильмов, видеофильмов;
- ТРИЗ;
- тематические встречи;
- игровые обучающие ситуации;
- творческие задания.
3. Формирование компетенций безопасного поведения.
- проблемные ситуации;
- обсуждение реальных ситуаций, ситуаций из литературных произведений;
- игровые ситуации;
- этюды;
- сюжетно-ролевые, режиссерские игры;
- «путешествие по карте»;
- индивидуальные карточки-задания;
- дидактические игры.
4. Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций.
- подвижные игры;
- игры-эстафеты;
- игры-имитации;
-загадки-пантомимы;
- самостоятельная двигательная деятельность (использование схем, спортивного инвентаря);
- индивидуальные карточки-задания;
5. Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности.
- чтение художественной литературы, загадки;
- игры-инсценировки;
- исполнение песен;
- изготовление самодельных книг;
- изготовление макетов, атрибутов;
- тематические выставки (книг, рисунков);
- музыкальные игры;
-танцевальные упражнения.
5. Психологическая подготовка к безопасному поведению.
- проблемные ситуации;
- моделирование ситуаций;
- тренинги.
Формирование основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, направлено на то, что бы развить у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время; что необходимо сохранить нашу планету красивой и уютной, что мы после себя должны оставит землю такой же и даже лучшей, чем она была до нас. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, закреплять, обогащать и систематизировать конкретные представления об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, используя новые формы работы для того, что бы дети усвоили главное правило: «Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!»