Лапина Лия Анатольевна
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего
дошкольного возраста.
В течении всей жизни мы взрослые, являясь родителями, педагогами и просто людьми, испытываем особую тревогу за самых беззащитных — детей.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В процессе познания окружающего мира естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у него сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих ученых (В. А. Алексеенко, В. С. Белов, А. С. Вернадский, А. В. Гостюшин, В. А. Левицкий, М. В. Ломоносов, О. Н. Русак, И. М. Сеченов, Э. Я. Соколов, И. К. Топоров и др.)
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых, Б. Паскаля, З. Фрейда, А. Адлера, П. Маслоу, и др.
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К. Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практико - ориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.
Данное положение определило тему самообразования: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Цель работы: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
- Знакомить и формировать представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;
- Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
- Объяснять правила общения с животными;
- Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
- Обогащать представление детей о здоровье, формировать у них элементарные представления о человеческом организме;
- Обучать уходу за своим телом, навыками личной гигиены.
Опираясь на программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой, работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:
1. Ребёнок и другие люди.
Работая в этом направлении, должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка.
В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы по данному направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улицах города.
Реализация каждой определенной темы проходит через несколько этапов:
- рассматривание иллюстраций, фотографий, использование дидактических игр,
-знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;
- тематические занятия, встречи - беседы, организация экскурсий, досугов, игры;
- викторины, конкурсы и т. д.
Несформированность у детей качеств основ безопасности жизнедеятельности и методов здорового образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и воспитательной работы, использование и усиление воспитательной роли образовательной деятельности, игр в образовательном процессе.
Работа по реализации поставленных цели и задач состоит из следующих
этапов:
1. Этап. Теоретический
1. Первичный мониторинг детей, родителей, педагогов по вопросам основ
безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни : в ДОУ, семье.
2. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического
опыта по формированию у детей основ безопасности и здорового образа жизни.
3. Составление перспективного плана работы по ОБЖ и ЗОЖ с детьми разного
возраста.
4. Разработка конспектов занятий, развлечений для детей
5. Создание предметно-развивающей среды в группе: подбор дидактических
игр, картинок и иллюстраций (овощи, фрукты, транспорт, грибы, бытовые
приборы, опасные ситуации, опасные предметы, художественной литературы
«Книги, которые учат», коллекции «Опасные предметы» и т. п.
6. Разработка и моделирование игровых ситуаций, экскурсий, наблюдений.
2 Этап. Практический.
Для реализации задач воспитания безопасного поведения дошкольников использованы различные формы организации деятельности детей :
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме безопасности; наблюдение и анализ проблемных ситуаций; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые тренинги, использование видеоматериалов, тематические развлечения; экспериментирование, целевые прогулки, выставки рисунков.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, использовались разнообразные формы работы с родителями :
• Анкетирование
• Родительские собрания с включением тем по безопасности жизнедеятельности детей
• Индивидуальные беседы и консультации
• Оформление наглядной агитации, папок-передвижек, буклетов
• Привлечение родителей к подготовке и проведению развлечений, выставок
• Участие в конкурсах
• Проведение семинаров-практикумов для родителей
Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Прогнозируемые результаты работы:
У воспитанников: сформируются первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Повысится уровень самостоятельности и ответственности.
У родителей: повысится уровень знаний по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
3 Этап. Заключительный
1. Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды по ОБЖ».
2. Презентация – отчёт о проделанной работе.