Элеонора Попова
План по самообразованию музыкального руководителя «Русский народный танец»
План по самообразованию музыкального руководителя
Поповой Элеоноры Самандаровны
Тема: «Русский народный танец»
Введение
Публикация «План по самообразованию музыкального руководителя „Русский народный танец“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Русские народные танцы
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок.
В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Эх, широка матушка Россия и широк русский народный танец, ведь в его основе лежат и кадриль, и хоровод, и пляска.
Русский народный танец – это рассказ об истории Великой России. Ведь очень часто они сопровождались песнями с текстами о героях, царях и добрых деяниях их родины.
Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными.
Историками принято считать, что различные трюки и прыжки, исполняемые танцорами в русских народных танцах, были выдуманы народом для того, чтобы согреться, ведь в основном все важные праздники отмечались зимой или осенью, когда заканчивались все земельные работы. Вот так и становилось тепло и душе, и телу!
В воплощении народного танца большое значение имеют сценические костюмы. Сценический костюм создается на основе народного, но, конечно, облегчается настолько, чтобы танцору было удобно двигаться. Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок.
В нынешнее время русские танцы первоначального вида не практикуют на народных праздниках, теперь они стали сценической изюминкой и отличным способом зажечь зал.
Актуальность темы:
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время система патриотического воспитания подрастающего поколения требует совершенствования и системности, для того чтобы соответствовать новым реалиям.
Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества и роста отсутствия цели в жизни среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи, которой вскоре предстоит принять на себя ответственность за судьбу России. Вот почему так остро стоит этот вопрос. Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Непонимание же молодежью искусства, созданного гением народа, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности.
Цель:
Формирование у подрастающего поколения представлений о традициях народной культуры посредством знакомства детей с русскими народными танцами (хороводы, пляски, пляски – импровизации, игровые танцы) и костюмами (рубахи – косоворотки, шаровары, сарафаны, кокошники и т. д.).
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Изучить литературные источники, позволяющие определить особенности русского народного танца;
Узнать об основных жанрах народного танца;
Проследить взаимосвязь компонентов народного танца: движений, композиции, музыки, костюма;
обогащать и расширять кругозор дошкольников;
учить овладевать актерским мастерством;
приобщать детей к русским народным ценностям;
прививать любовь к русскому народному танцу.
Сроки реализации плана по самообразованию
С 01.09.2016г по 29.05.2018г.
Работа с родителями:
Анкетирование
Индивидуальные беседы
Оформление папки-раскладки
Работа с детьми:
Беседы;
Просмотр иллюстраций;
Просмотр видеозаписей;
Конкурс рисунков на тему «Русский народный костюм»;
Выступления на открытых мероприятиях в ДОУ и ДК.
Работа музыкального руководителя:
1-ый этап – Подготовительный:
Подборка методической литературы, разработка занятий с детьми, анкетирование родителей для выявления уровня знаний о русских народных танцах, костюмах.
2-ой этап – Практический:
Проведение занятий с детьми, консультации родителей, индивидуальные беседы, оформление папок-раскладок.
3-й этап – Заключительный:
Итоговое мероприятие в форме:
выступления детей на сцене ДК;
выставка рисунков на тему «Русские народные костюмы»;
подведение итогов о проделанной работе, выступление на педагогическом совете.
Ожидаемый результат у детей:
Сформированные элементарные представления о видах русских народных танцев, о русских народных костюмов.
Повышенный интерес к русским народным танцам.
Желание танцевать наиболее понравившийся русский народный танец.
Реализация самостоятельной творческой деятельности.
Ожидаемый результат у родителей:
Повышение компетентности у родителей в области знаний об истории русских народных танцев, о русских народных костюмах, о традициях русского народа.
Ожидаемый результат у муз. руководителя:
Расширение знаний об истории возникновения русских народных танцев;
Оценка влияния проведенных занятий на положительную динамику развития детей в образовательной области «Музыка», и формированию культурных ценностей у детей.
Самоудовлетворение от реализованного плана по самообразованию.
План по самообразованию на тему «Русский народный танец» реализуется через нетрадиционные занятия с детьми в первой половине дня, в пятницу.
Источники информации:
1. http://www.referatbank.ru/market/referat/rw/36589/kursovaya-russkiy-narodnyiy-tanets.html
2. https://infourok.ru/material.html?mid=181313