Светлана Лескина
План по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
3. Создать условия для развития связной речи :
- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники
4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, мышление, внимание, воображение, память.
Развивать связную речь детей дошкольного возраста, используя мнемотаблицы :
1. В пересказе;
2. В составлении рассказов;
3. В заучивании стихотворений;
4. В формировании грамматически развитой речи.
СЕНТЯБРЬ
1 неделя Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти.
2 неделя «По дороге в детский сад».
Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.
3 неделя Русская народная сказка «Рукавичка».
Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами.
4 неделя Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».
Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами.
ОКТЯБРЬ
1 неделя Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно – графического плана.
Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а.
2 неделя Расскажи про осень.
Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу.
3 неделя Составление рассказа «Моя семья».
Упражнять детей в составлении связного рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать наглядно – действенное мышление.
4 неделя Стихотворение «Город в Хибинах» А. Бондарев.
Продолжать учить составлять мнемотаблицу, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; продолжать учить соотносить знаковые символы с образами.
НОЯБРЬ
1 неделя Расскажи о профессии.
Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку.
2 неделя Расскажи о своем городе.
Расширение словаря существительных по теме «Мой город», обучение составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.
3 неделя Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина.
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами;
4 неделя Русская народная сказка «Жихарка».
Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами.
ДЕКАБРЬ
1 неделя Расскажи о зиме.
Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу.
2 неделя Русская народная сказка «Снегурочка».
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы.
3 неделя Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова.
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы.
4 неделя Встречаем Новый год.
Расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.
ЯНВАРЬ
2 неделя Моё здоровье.
Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице.
3 неделя Стихотворение «Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова.
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы.
4 неделя Дикие животные.
Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя Мои игрушки.
Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.
2 неделя Стихотворение «Два флота».
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы.
3 неделя Мои защитники.
Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие.
4 неделя Русская народная сказка «Каша из топора».
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы.
МАРТ
1 неделя Как я помогаю маме.
Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта.
2 неделя Стихотворение «Сказки слушать я люблю».
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы.
3 неделя Саамская народная сказка «Чахкли».
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы.
4 неделя Расскажи о деревьях.
Расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие.
АПРЕЛЬ
1 неделя Расскажи о весне.
Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.
2 неделя Стихотворение «Апрель» С. Маршак
Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы.
3 неделя Транспорт.
Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.
4 неделя Составление творческих рассказов.
Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
МАЙ
2 неделя Расскажи о своем крае.
Расширение словаря существительных по теме «Мой край», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие.
3 неделя Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В. Степанов
Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы.
4 неделя Расскажи о цветах.
Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.