Иваненко Елена
План по самообразованию «Мнемотаблица»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Иваненко Елены Анатольевны
Г. Иваново 2020
ФИО: Иваненко Елена Анатольевна
Специальность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 32
Образование: среднее профессиональное
Тема по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Срок реализации: 2020-2023учебный год.
2020-2021 учебный год - Тема «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц»
Публикация «План по самообразованию „Мнемотаблица“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2021-2022 учебный год – Тема «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц»
2022-2023 учебный год – Тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Задачи самообразования :
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
2. Исследовать актуальность темы в рамках ДОУ.
3. Разработать программу (по данной теме) для разных возрастных групп.
4. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
5. Апробирование и использование программы по теме в рамках реализации рабочей программы.
6. Поделиться опытом работы с педагогами по теме «Формирование у детей дошкольного возраста (3-4 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц».
7. Провести мастер-классы для родителей на темы «Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц»,»Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц», «Составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
8. Организация выставки мнемотаблиц составленных детьми «Мнемотаблицы руками детей»
9. Составить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей.
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Как отмечали Выготский Л. С. и Леонтьев А. А., это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок дошкольного возраста лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следует сказать также, что метод мнемотаблиц не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
К. Д. Ушинский писал:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
2020-2021 учебный год-Тема «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц»
Формы работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год.
№ План работы Мероприятия Уровень Сроки Пред-й результат
1 Изучения научной и методической литературы. Н. Е. Веракса. Программа от рождения до школы. Мозаика-Синтез 2014
Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. : Самиздат, 2007. 350 c.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. 256 с.
ДОУ Сен-рь
2020 Повышение теоретического, научно-методического уровня.
2 Ознакомление с передовым опытом педагогов ДОУ работающих по данной теме Консультация с педагогами ДОУ, изучить материал по педа-им наработкам в интернет источнике ДОУ Октябрь
2020 Повышение компетентности, перенять опыт педагогов работавших по данной теме
3 Разработка программы по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Утверждение на педагогическ-ом совете ДОУ Ноябрь
2020 Повышение профессионального мастерства и компетентности
4 Изучение технологии проектной деятельности Самообразование при помощи интернет-источников ДОУ Ноябрь
2020 Повышение компетентности
5 Разработать проект «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» на 2020-2021 г
Составление плана по реализации проекта ДОУ Дек-рь
2020 Повышение профессионального мастерства и компетентности
6 Изучения научной и методической литературы по теме проекта 3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. М., 2005.
Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. СПб., 2005.
ДОУ Дек-рь
2020 Повышение теоретического, научно-методического уровня.
7 Подбор русских народных сказок для чтения по образовательной программе согласно возрастным особенностям дошкольника
Составление мнемотаблиц ДОУ Январь
2021 Использование мнемотаблиц в работе с детьми
8 Оформление папок передвижек «Сказки по мнемотаблице» Ознаком-ие родителей с материалами папки-передвижки ДОУ Январь
2021 Повышение компетентности родителей
9 Реализация проекта Работа по плану проекта ДОУ Январь-2021 Использование программы в работе с детьми
10 Консультация для педагогов ДОУ «Формирование у детей навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» Выступление на педагогическ-ом совете ДОУ Фев-ль
2021 Поделится теоретическими знаниями по данной теме с педагогами ДОУ
11 Доклад и презентация по теме «Формирование у детей навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» Выступление на семинаре-практикуме РЦИиМО Март
2021 Поделится опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме
12 Мастер-класс для родителей по теме «Пересказ русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» Разработка и проведение мастер-класса для родителей на собрание ДОУ Апрель 2021 Повышение компетентности родителей и привлечения их к участию в данной программе
13 Анализ плана по саморазвитию Круглый стол ДОУ Май 2021 Оценка по саморазвитию
14 Составить картотеку мнемотаблиц по русским народным сказкам Пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги)
ДОУ Май
2021 Использование картотеке в дальнейшей работе с детьми
2021-2022 учебный год – Тема «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц»
Формы работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год.
№ План работы Мероприятия Уровень Сроки Предполога-й результат
1. Изучения научной и методической литературы. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
Илларионова Ю. Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С. 13-15 ДОУ Сен-рь
2021 Повышение теоретического, научно-методического уровня
2 Разработать проект по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц для детей 4-5 лет Составление плана работы по проекту ДОУ Окт-рь
2021 Повышение профессионального мастерства и компетентности педагога
3 Подбор стихотворений для чтения по образовательной программе согласно возрастным особенностям дошкольника Составление мнемотаблиц ДОУ Ноябрь
2021 Использование мнемотаблиц в работе с детьми по разучиванию стихотворений
4 Оформление папок передвижек «Учим стихи с помощью мнемотаблиц» Ознакомление родителей с материалами папки-передвижки ДОУ Ноябрь
2021 Повышение компетентности родителей
5 Совместный проект с родителями по изготовлению мнемотаблиц «Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц» Привлечение родителей к участию в образовательной деятельности дошкольников ДОУ Дек-рь
2021 Повышение компетентности родителей
6 Реализация проекта Работа по плану проекта ДОУ Январь-2022 Использование программы в работе с детьми
7 Подготовить НОД с учётом ФГТ Открытый просмотр НОД «Учим стихотворение с помощью мнемотаблицы» ДОУ Фев-ль
2022 Поделится опытом работы по данной теме проекта с педагогами ДОУ
8 Подготовить выступление на тему «Формирование у детей навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц» Выступление на семинаре РЦИиМО Март
2022 Поделится опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме
9 Подготовка отчёта о проделанной работе за год Выступление на педа-ском совете ДОУ Апрель 2022 Оценка по саморазвитию
10 Составить картотеку мнемотаблиц по стихотво-рениям Пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги)
ДОУ Май
2022 Использование картотеке в дальнейшей работе с детьми
2022-2023 учебный год – Тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
Формы работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год.
№ План работы Мероприятия Уровень Сроки Предполога-й результат
1. Изучения научной и методической литературы. Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
• Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
ДОУ Сентябрь
2022 Повышение теоретического, научно-методического уровня
2 Разработать проект по описательным рассказам с помощью мнемотаблиц для детей 4-5 лет Составление плана работы по проекту ДОУ Октябрь
2022 Повышение профессионального мастерства и компетентности педагога
3 Подбор материала согласно возрастным особенностям дошкольника для работы по описательным рассказам Составление мнемотаблиц ДОУ Ноябрь
2022 Использование мнемотаблиц в работе с детьми по описательным рассказам
4 Оформление папок передвижек «Описательные рассказы» Ознакомление родителей с материалами папки-передвижки ДОУ Декабрь
2022 Повышение компетентности родителей
5 Реализация проекта Работа по плану проекта ДОУ Январь-2023 Использование программы в работе с детьми
6 Подготовить НОД с учётом ФГТ Открытый просмотр НОД «Учим стихотворение с помощью мнемотаблицы» ДОУ Февраль
2023 Поделится опытом работы по данной теме проекта с педагогами ДОУ
7 Подготовить выступление на тему «Формирование у детей навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц» Выступление на семинаре РЦИиМО Март
2023 Поделится опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме
8 Совместный проект с воспитанниками старшей возрастной группы по изготовлению мнемотаблиц «Описательные рассказы с помощью мнемотаблиц»» Выставка мнемотаблиц изготовленных дошколь-ками ДОУ Апрель
2023 Вызвать желание детей заниматься по мнемотаблицам
9 Подготовка отчёта о проделанной работе за три года Выступление на педсовете ДОУ Апрель 2023 Достичь поставленной цели по саморазвитию
10 Составить картотеку мнемотаблиц по русским народным сказкам, стихотво-рениям и описательным рассказам. Пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги)
ДОУ Май
2023 Использование картотеке в дальнейшей работе с детьми
11 Подготовить
Открытое занятие Подготовить открытое занятие с детьми Май
2023 занятие