Анастасия Фрисс
План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Актуальность. Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зави-сит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Не все семьи имеют возможность систематически заниматься эконо-мическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может ра-бота по экономическому образованию и воспитанию.
Публикация «План по самообразованию „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Новизна. Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, раз-витию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
Цель: развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельно-сти.
Задачи:
1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и кол-лективный труд и др.);
3. Развитие игровой деятельности;
4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.);
5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.
Осуществлять ознакомление детей с экономикой наиболее эффектив-но в экспериментально-поисковой, художественной, театрализованной и игровой деятельности и возможно уже в старшей возрастной группе, при-чем речь идёт не о самостоятельно выделенных занятиях, а о включении экономического содержания в разные виды детской деятельности.
В старшей группе – происходит изучение 4-х экономических кате-горий:
- потребности;
- труд;
- товар;
- деньги.
Максимальная эффективность работы будет достигнута, если будут созда-ны следующие условия:
1. Организован центр экономики в группе, который может включать в себя: макет банка, биржи, рекламного агенства и т. д., коллекцию денежных знаков различных стран, схемы, мнемотаблицы по экономике и т. п. ;
2. Изготовлены разнообразные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Сбербанк» и т. д.
3. Подобрана художественная литература для детей экономического содержания;
4. Современный театрализованный уголок, организованный с учетом выполнения принципов доступности и активности детей;
5. Различные дидактически пособия, призванные вызвать интерес у де-тей, пособия и оборудование для трудовой деятельности и т. п.
Предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:
1. Информационно-просветительское;
2. Консультационное;
3. Интеграционное – объединение усилий по экономическому воспита-нию детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т. п.).
Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном со-трудничестве с родителями. В начале работы проводится родительское собрание и подробно обсуждается условия реализации. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия жизни, интересы, увле-чения детей и родителей. Основное условие продолжительного и эффек-тивного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважи-тельно–доверительные и искренние отношения. Процесс предусматривает совместные занятия с родителями, организацию выставок, ярмарок, эко-номических праздников.
Диагностика экономического развития дошкольников
Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экономи-ческого воспитания старших дошкольников проводилась мной в старшей группе.
Цель работы: изучение проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
- определить уровни сформированности экономической воспитанно-сти детей старшего дошкольного возраста;
- создать условия для организации и проведения опытно-экспериментальной работы в ДОУ;
- формирование экономических знаний у детей дошкольного возрас-та;
- проверка эффективности работы по повышению уровня экономиче-ских знаний старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.
Вся работа строилась по двум направлениям: родители и дети. На первом этапе был проведен мониторинг уровня экономической культуры детей и обнаружены следующие типичные затруднения:
- недостаточный уровень нравственно-трудового воспитания детей;
- отсутствие знаний, понятий о том, что труд - продукт, отсутствие знаний о цене, стоимости;
- отсутствие заинтересованности у родителей.
Мною было обследовано 15 дошкольников. В ходе обследования использовалась диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экономической воспитанности де-тей старшего дошкольного возраста, на основе программ экономического воспитания детей А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и «Эконо-мическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возрас-та» автор разработки: Щербинина Светлана Михайловна
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень экономической вос-питанности.
Таким образом, по результатам диагностики (15 чел) я определила:
- высокий уровень сформированности экономических знаний показа-ли 2 дошкольника - 13 %;
- средний уровень сформированности экономических знаний показа-ли 11 дошкольника - 72 %;
- низкий уровень показали 2 дошкольники - 13 %;
- в целом группа показала средний уровень сформированности эко-номических знаний.
Применение диагностики и анализ результатов эксперимента позво-лили мне определить начальный уровень экономической воспитанности у детей.
Данные эксперимента показывают, что у детей наблюдались неглу-бокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в раз-ных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясня-ется тем, что уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу. Резуль-таты эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы и позволили начать процесс экономического воспитания. Именно поэтому мне предстояло провести работу по повышению уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста занятиях и в повсе-дневной жизни.
Формы работы с родителями по формированию экономических знаний дошкольников
Обратив внимание на активную работу в данном направлении, ро-дители не остались в стороне, а стали непосредственными участниками. Ведь семья – это «реальная экономия», и в ней «дети не учатся жить, а живут» (Е. А. Арник).
Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам, привлечение к грамотному ведению домашнего хозяйства, уважительному отношению к труду, способов и правил экономии и бережливости, усваивается осо-бенно прочно именно в семье.
Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.
- анкетирование позволило определить мнения по поводу важ-ности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений); Информа-ционные листы (памятки, советы, мини-консультации);
- родительские собрания ( цель: вовлечь родителей в процесс эконо-мического образования детей, разъяснить необходимость привлечения де-тей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным возмож-ностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);
- индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку);
Действительно, малыши очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, бюджетом, покупками и др., овладевают информацией об элементах «хозяйствования» на житей-ском уровне, но часто в искаженном виде.
Но при анкетировании «Экономика в семье», экспресс опросе, об-щении с семьями, стало очевидно, что родители в теории понимают необ-ходимость и полезность обучения экономической грамотности, но на практике слабо содействуют воспитанию начал разумного отношения и общения в экономической жизни.
Одна из причин - недостаточная экономическая грамотность и мо-тивация родителей.
В связи с этим определила основные направления работы с семьями:
- информационное обеспечение;
- участие в мероприятиях учреждения дошкольного образования де-тей и родителей;
- совместное пополнение игровой среды.
Продуктивно прошли индивидуальные беседы с родителями о эко-номическом воспитание в семье (помогает ли ребенок выполнять домаш-нюю работу? С удовольствием или нет? Делает самостоятельные покупки в магазине) для более эффективной и всесторонней работы по экономи-ческому воспитанию детей в семье, я подготовила и провела цикл кон-сультаций, анкетирование, дала советы на темы: «Экономика и дети», «Родителям об экономике», «Экономическое воспитание детей в семье». Вниманию родителей были предоставлены буклеты, листовки, памя-ток по экономии света, воды, тепла.
Одним из источников детской бережливости, рачительности, трудо-любия, взаимопомощи, является труд и хозяйственная деятельность в се-мье, где ребенок имеет определенные, как постоянные обязанности, так и единичные поручения.
В результате комплексного подхода, использование разнообразных форм работы с семьей, творческих задач, активного взаимодействия - у родителей расширился кругозор, повысилась мотивация и заинтересован-ность в эффективной плодотворной работе.
План :
Сроки Содержание работы Практический выход
В тече-нии года Изучение методический литературы.
Работа с родителями. Составление карточек, кон-сультаций.
Сен-тябрь Разработка плана по теме самообра-зования. План самообразования.
Октябрь Подбор литературы и Д/И.
Родительское собрание.
Диагностика детей. Картотека игр.
Консультации для родителей.
Уровень финансовой грамотно-сти детей.
Ноябрь,
Декабрь,
Январь Подбор художественной литературы.
Д/И., С/Р игра «Магазин».
Анкетирование родителей. Картотека игр.
Уровень финансовой грамотно-сти родителей.
Атрибуты для С/Р игры.
Фев-раль,
Март Подбор худ. литературы, атрибутов.
Д/И. Самостоятельное рассказыва-ние сказки.
Картотека игр.
Апрель,
Май Подбор худ литературы, атрибутов.
Проблемные ситуации для детей.
Диагностика детей. Самостоятельное рассказыва-ние сказок.
Дети самостоятельно находят выход из проблемных ситуа-ций.
Уровень финансовой грамотно-сти по итогу года.
Перспективный план работы по экономическому образованию и воспитанию детей
Старшая группа
Ме-сяц
Экономи-ческие
категории
Цель:
Виды и содержание деятельности
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
По-требно-сти
- Дать понятие экономической катего-рии «потребности»;
-Различать виды потребностей (матери-альные, духовные, социальные);
-Учить устанавливать взаимосвязь по-требностей и возможностей;
-Воспитывать честность, целеустрем-ленность, отрицательное отношение к жадности;
-Развивать умение выделять экономиче-ское содержание из сказочного произ-ведения.
1. Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Те-лефон» К. И. Чуковский
2. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
3. Игра «Заветные желания»
4. Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Я
Н
В
А
Р
Ь
Труд
- Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т. д.);
- Учить выделять последовательность трудовых действий;
-Воспитывать уважение к труду; трудо-любие; отрицательное отношение к ле-ни.
-Развивать умение выделять экономиче-ское содержание из сказочного произ-ведения;
-Развивать речь, логическое мышление, творчество.
1. Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-Теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.
2. Игры-занятия: «Кто производит товар»; «Петушок и бобовое зернышко»; «Я рисую свою мечту».
3. Дидактические игры: «Угадай, какая это профессия»; «Кому, что нужно для работы»; «Кто лучше знает ин-струменты».
4. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»
5. Беседа: «Где и кем работают Ваши родители».
6. Все виды трудовой деятельности детей (хозяйствен-но-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в приро-де).
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
М
А
Р
Т
То-вар
-Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону
предмета – товар, как результат труда;
-Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависи-мость цены товара от его качества и ко-личества;
-Познакомить с разными формами сбы-та продукции : продовольственные и промтоварные магазины, супермарке-ты, универсамы, рынки, ярмарки, аук-ционы;
-Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, оруди-ям труда, которыми мы пользуемся;
-Воспитывать бережливость, трудолю-бие.
1. «Федорино горе»
2. Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «То-вар и бережное отношение к нему».
3. Сюжетно-дидактические игры:
«Рынок».
4. Дидактические игры «В какое время года», «Угадай, где продается».
5. Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».
А
П
Р
Е
Л
Ь
М
А
Й
Деньги.
Бюджет се-мьи. До-ход. Рас-ход.
-Познакомить детей с понятием - деньги;
-Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи де-нег;
-Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);
- Дать представление о доходе, его ди-намике (увеличение/уменьшение); о сущности расходов, показать их много-образие;
-Воспитывать бережливость, расчетли-вость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.
1. К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».
2. Чтение и обсуждение детской литературы: И. Токма-кова «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство»,
3. Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет».
4. Сюжетно – ролевые игры: «Семья»
5. Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки».
6. Проблемная ситуация «Кто купит больше?».
7. Изготовление атрибутов для игр.
подготовительная группа
Месяц
Экономи-ческие
категории
Цель:
Виды и содержание деятельности
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Труд и про-дукты труда (про-дукт).
По-лез-ные эко-номи-ческие навы-ки - Создание условий для знакомства де-тей старшего возраста с трудом, как с основной деятельностью человека, ис-точником средств, для его существова-ния;
-Учить уважать людей, умеющих тру-диться и честно зарабатывать деньги;
- Формировать представления о содержании деятельности людей;
- Закрепить представления о труде и лени;
-Формировать элементарные экономи-ческие представления о потребностях человека. 1. Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «профессии».
2. Создание мастерской по ремонту книг.
3. Рисование «Мои добрые дела».
4. Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.
5. Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».
6. Рисование «Как я помогаю близким».
7. Чтение стихотворений о труде и профессиях.
8. Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы по-мочь маме, бабушке или папе? (домашнее задание)».
9. Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплат-ка».
10. Ярмарка «Осенний марафон».
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Я
Н
В
А
Р
Ь
«День-ги и цена (стои-мость)».
«По-лезные эко-номи-ческие навы-ки и при-вычки в бы-ту» - Знакомство с понятием «цена», «деньги», с историей возникнове-ния денег их предназначением, расши-рение знаний о том, что служило день-гами древних людей;
- Дать детям, представление о денеж-ной единице, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена, познакомить с поня-тиями: «сдача», «стоимость»;
- Воспитывать бережное отношение к деньгам, представление сущности нравственных категорий, как эконо-мичность, бережливость;
- Знакомить детей с профессиями, свя-занными с экономикой, учить
воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
- Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, не-обходимые для рационального пове-дения в сфере экономики;
- Рассматривание денежных купюр и монет СССР.
1. Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее по-мощниках».
2. Экскурсия в банк.
3. Экскурсия в магазин.
4. Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».
5. Рисование «Экскурсия в магазин».
6. Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
7. Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).
8. Занятие – беседа о том, что не все продается и поку-пается за деньги.
9. Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратят-ся?».
10. Рассказ воспитателя об истории денег.
11. Рисование «Монеты моей страны».
12. Аппликация «Необычные формы денег».