юлия щербина
План по самообразованию (2019–2020) «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №4 г. Балтийск
План работы по самообразованию
Воспитателя Щербины Ю. В.
Тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».
2019 – 2020 уч. год
Публикация «План по самообразованию (2019–2020) „Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена возрастными психологическим и физиологическими особенностями детей : в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления и форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Форма отчё тности:
• Подготовить консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
• Провести анкетирование родителей.
• Составить картотеку пальчиковых игр для младшего и среднего возраста.
Формы работы:
• Совместная деятельность воспитателя с детьми;
• Индивидуальная работа с детьми;
• Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук;
• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• Пальчиковый театр;
• Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
• Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой, крупой и т. д. ;
• Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина;
• Различные виды аппликаций;
• Рисование по трафаретам;
• Штриховка;
• Дорисовка (по принципу симметрии);
• Лабиринты;
• Дидактические игры;
• Шнуровка;
• Игры с мелкими предметами;
• Пазлы, мозаика.
1 ЭТАП: информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик, Пляшут мои ручки. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
План работы по самообразованию
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. (младшего и среднего возраста).
4. Подготовить консультации для родителей.
5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так
важно её развивать?»
6. Составить перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год.
Сентябрь
1. Изучить литературу по данной теме (Т. Ю. Бардышева «Пляшут мои ручки» М. 2005 г).
2. Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».
3. Заучивание пальчиковой игры «Замок».
4. Обучение детей игре «Шнуровка».
5. Конструирование из счётных палочек «Заборчик», «Дорожка».
6. Настольная игра «Мозаика».
7. Разбор красной и белой фасоли.
Октябрь
1. Изучить литературу по данной теме (Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик).
2. Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».
3. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
4. Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
5. Конструирование из палочек
Кюизенера «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
6. Выложить перечень пальчиковых гимнастик для заучивания с детьми дома в группу в контакте.
7. Штриховка (овощей и фруктов).
Ноябрь
1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
2. Составить картотеку пальчиковых игр по темам.
3. Лепка из пластилина (баранок, печенье)
4. Д/и «Одень куклу».
5. Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик в лес пошёл».
6. Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
7. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
8. Игра с прищепками «Маленькие помощники»
9. Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста (для родителей).
Декабрь
1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста».
2. Разработать памятку для родителей «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников».
3. Заучивание пальчиковой игры «Снежок».
4. Выкладывание простых узоров из ниток, веревочек.
5. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
6. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
7. Игры с кубиками.
Январь
1. Подготовить для родителей консультацию «Пальцы помогают говорить»
2. Заучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», повторение «Снежок».
3. Работа с ножницами (резать по прямой линии – снежные дорожки).
4. Игра «Шнуровка».
5. Выкладывание елочек из геометрических фигур.
6. Перекатывание карандаша между пальцами.
Февраль
1. Закрепление пальчиковых игр ««Снежок», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок».
3. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
4. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация, «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).
Март
1. Заучивание пальчиковой игры «Семья». Повторение ранее выученных игр.
2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из салфеток и цветной бумаги (продолжение работы).
5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», «Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.
6. Конструирование из разных видов конструкторов.
7. Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук)
8. Штриховка (мяча).
Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры «Здравствуй пальчик, как живешь?», повторение «Замок», «Семья», «Засолка капусты».
2. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
3. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
4. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
5. Выложить для родителей перечень пальчиковых игр для заучивания с детьми дома.
6. Игры «Шнуровка», «Мозаика».
Май
1. Заучивание пальчиковой игры «Спал цветок и вдруг проснулся…».
2. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
3. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
4. Настольные игры «Мозаика», «Пазлы».
5. Лепка знакомых предметов.
6. Самомассаж пальчиков.
7. Штриховка (цветов).
8. Игры с кубиками.