Гюльнара Абдулкеримова
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
План работы по самообразованию
на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2019 – 2020 учебный год.
Составила: воспитатель Абдулкеримова Г. К.
г. Когалым 2019 год
Индивидуальный план самообразования
ФИО: Абдулкеримова Гюльнара Кадашевна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Работа начата: 01.09.2019 год
Предполагается закончить: 25.05.2020год
Актуальность выбранной темы.
Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Учеными доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, расположены очень близко и поэтому речевое развитие напрямую зависит от тренированности пальцев. В то же время, развитая речь помогает социализации детей, установлению связей с окружающими людьми, выстраиванию взаимоотношений друг с другом. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна вестись с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальцами, зависит его дальнейшее развитие.
В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики.
Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу.
Задачи:
-изучить литературу по данному вопросу;
-создать благоприятные условия для развития мелкой моторики у детей с помощью нетрадиционных техник рисования;
-развивать внимание, воображение, интерес к творческой деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования;
- улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей;
- развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
-приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.
Сроки Содержание работы Практические выходы Результат
Изучение методической литературы
В течение года
1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями
2. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.
3. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.
4. Подготовка и оформление проектов
5. Создать коллекцию мультимедийных и интерактивных разработок по развитию мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.
Список литературы
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
2. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». 2008 г.
3. Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду».
4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». 2010 г.
5. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток». 2009 г.
6. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников».
2004 г.
7. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», 2004 г.
8. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, 2005 г.
9. Интернет – ресурсы.
Изучение статей и опытов работы коллег по теме
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Повышение компетентности.
Участие в семинарах, курсах, вебинарах
В течение года
Участие в работе по реализации ФГОС ДО.
Внедрение программы по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС; обмен опытом.
Методическая работа
Сроки Содержание работы Практические выходы Результат
Сентябрь
Подбор литературы
Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете.
Октябрь
Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.
Составление календарно-тематического планирования.
Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи. Картотека, в которую входят игры на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др.
Ноябрь - Декабрь
Повышение профессиональной компетентности в вопросах по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Работа над созданием детско-родительского проекта «Увлекательное рисование» Оформление папки с разработками.
Январь
Изучение методик проведения игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Повышение профессиональной компетентности в вопросах по развитию мелкой моторики детей в игровой деятельности через игры.
Картотека способов нетрадиционного рисования с детьми
Февраль
Проведение занятий.
Систематизация знаний по изучаемой теме.
Практикум для родителей.
Март - Апрель
Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт создания картотек, презентаций. дидактических игр.
Оформление папок передвижек.
Создать папку конспектов по разным темам, картотеки игр, настольно- печатных, дидактических игр.
Май
Распространение опыта на собственном сайте
Подведение итогов работы по самообразованию
Размещение информации на сайте.
Презентация– отчет работы за год.
Работа с детьми
Месяц Вид деятельности
Сентябрь Рисование на тему «Осень».
Октябрь Рисование на тему «Овощи, фрукты, грибы».
Ноябрь Рисование на тему «Деревья».
Декабрь Рисование на тему «Зима».
Январь Рисование на тему «Зима».
Февраль Рисование на тему «Мир дома».
Март Рисование на тему «Весна».
Апрель Рисование на тему «Мир космоса».
Май Рисование на тему «Мир сказки».
В течение года
Самостоятельная игровая деятельность.
Создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности.
Развитие творческой самостоятельности
Самореализация
В течение года
Публикация на официальном сайте
Публикации по теме самообразования
Участие в конкурсах регионального и всероссийского уровня
Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. Распространение опыта на собственном сайте
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
Консультация «Развиваем моторику – развиваем речь!» Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей.
Подбор и разработка игр, способствующих развитию мелкой моторики и речевому развитию.
Октябрь
Консультация «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»
Рекомендации родителям в грамотном выборе игр и упражнений для развития мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования.
Оформление папки – передвижки
Ноябрь
Родительское собрание на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»
Повышение педагогической компетентности родителей.
Оформление папки – передвижки «Способы нетрадиционного рисования с детьми».
Декабрь
Вовлечение родителей в проектную деятельность «Увлекательное рисование» Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива.
Представление проекта.
Январь
Мастер-класс «Рисовать вместе весело!»
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Участие родителей в мастер-классе.
Февраль
Выставка детского творчества «Наш вернисаж».
Подготовка рисунков к выставке.
Подготовка рекомендаций родителям.
Март
Открытая образовательная деятельность на тему «Деревья весной».
Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива.
Подготовка рекомендаций родителям.
Апрель
Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?». Педагогическое просвещение родителей.
Представление проделанной работы на итоговом собрании.
Май
Подведение итога работы