Александра Станиловская
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» (2019–2020 учебный год)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Воспитатель: Станиловская А. Н.
Актуальность
ФГОС предъявляет определенные требования к дошкольному образованию. Для этого были определены основные направления в работе – образовательные области. Одна из образовательных областей – речевое развитие.
Развивать речь ребенка необходимо с самого рождения. Сначала это простой отклик на появление мамы, первые звуки, первые слова… Но наше современное общество таково, что дети часто предоставлены сами себе.
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста“ (2019–2020 учебный год)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Замыкаясь в телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Иные родители, покупая ребенку дорогостоящие игрушки, совсем забыли о контакте с ребенком, об общении с ним.
Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.
В. А. Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение
профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Разработать перспективный план работы с детьми
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
4. Оформить в группе уголок «Развитие мелкой моторики»
5. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
6. Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Сентябрь Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы Изучение современной литературы по теме самообразования
Создание картотеки «Игры и упражнение по развитию мелкой моторики» Аннотация на методическую литературу
Картотека
Октябрь Знакомство с инновационными технологиями Обзор информации в интернете по изучаемой теме
Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы
Ноябрь Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива Ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики детей раннего возраста Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей», «Как развивать мелкую моторику у детей»
Папка-передвижка «С пальчиками играем, речь развиваем»
Тематическое родительское собрание.
Декабрь Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии Консультация для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
Январь Укреплять взаимодействие детского сада и семьи Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам пальчиковых игр Мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»
Памятки и буклеты
Февраль Систематизация знаний по изучаемой теме Разработка конспектов по теме «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры» Размещение материала на личном сайте воспитателя
Март Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий. Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста
Апрель Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду Организация выставки книг и пособий для родителей по теме Открытое занятие по развитию мелкой моторики детей раннего возраста «Весенние приключения»
Май Подведение итогов Анализ работы по теме самообразования Отчет
Выход темы:
• Оформление папки передвижки. Тема: «С пальчиками играем, речь развиваем» (ноябрь)
• Консультации для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей», «Как развивать мелкую моторику у детей» (ноябрь)
• Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста» (декабрь)
• Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях» (январь)
• Проведение открытого занятия по развитию мелкой моторики детей раннего возраста «Весенние приключения» (апрель)
• Отчёт о проделанной работе за учебный год (май)