Левина Татьяна
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда начата работа над темой: сентябрь 2016 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018 г.
Цель самообразования по теме : создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Актуальность темы
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
В. А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Задачи самообразования :
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приё мов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Ожидаемый результат.
Старшая группа
• Овладеют различными приемами преобразования материалов.
• Освоят обобщенные способы работы.
• Разовьют познавательные, конструктивные способности.
• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
• Разовьется поисковая деятельность.
• Освоят умение анализировать поделку.
• Сформируется положительное отношение к труду.
• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
• Подготовится рука к письму.
Методы и приё мы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нестандартного счетного материала;
- использование нетрадиционных техник рисования;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
Перспективный план самообразования
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
2016 – 2018 учебный год
Мероприятия Срок выполнения
Подбор и изучение научно - методической литературы:
Список литературы
1. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, Издание: Айрис-Пресс 2012
2. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.
4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
6. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
7. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
8. Электронные ресурсы
9. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.baby2000.ru/um/motorika.html
10. Андреева Р. П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г. ;
11. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г. ;
12. Гульянц З. К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г. ;
13. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
14. Демина И. П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г. ;
15. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
16. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг. ;
17. Кошелев В. М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г. ;
18. Корчинова О. В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 320 с.
19. Куцакова Л. В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г. ;
20. Литвиненко В. М., Аксенов М. В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г. ;
21. Машинистов В. Г., Романина В. И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г. ;
22. Рябкова И. А., Дюрлюкова О. А. «Художественно-творческая деятельность. Оригами. Волгоград: «Учитель», 2010г.
Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по ручному труду для развития мелкой моторики воспитанников.
1. Подготовка дидактического материала по проекту «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)
2. Картотека игр по мелкой моторике ;
3. Составление картотеки книг, статей из журналов;
4. Создание наглядных пособий, игр;
5. Пополнение материалов.
Разработка перспективного планирования по ручному труду в старшей группе
Сентябрь 2016 – май 2018 г
Ноябрь 2016 год
2016 – 2018г
2016 – 2018г
Сентябрь 2016
II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ
2016 – 2018 учебный год
Мероприятия Сроки выполнения
Проведение мониторинга на начало года
I Работа с детьми
• Наблюдения.
• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
• Организация выставок.
• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
• Изготовление подарков.
• Дидактические игры.
• Чтение художественной литературы.
• Просмотр слайд. фильмов.
Этапы работы
Первый этап - старшая группа:
1. Знакомство с различными видами ткани.
2. Аппликация из ткани.
3. Бумажная пластика
4. Декоративное плетение.
5. Работа с картоном.
6. Работа с соленым тестом.
Второй этап - подготовительная группа.
1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров,
2. Изготовление поделок из природного материала;
3. Изготовление поделок способом Оригами
4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов.
5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц.
6. Плетение из полосок бумаги.
Проведение мониторинга на конец года
II Работа с родителями
• Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
• Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»
• Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»
• Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»
• Посещение родителями ООД.
• Родительски собрания «Развитие мелкой моторики»;
"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация;
«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»;
«Развитие мелкой моторики рук - как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».
• Фотовыставки «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);
«Руки – не для скуки»,
• Практикумы для родителей
«Играем с пальчиками – развиваем речь»;
«Пальцы помогают говорить».
• Оформление информационных стендов для родителей по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда
III Организационно-педагогическая работа
1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;
3. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики
4. Консультации для педагогов:
«Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
«Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"
«Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»
5. Презентация для педагогов на тему: «Волшебные ручки»
6. Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»
7. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;
8. Выступление по итогам работы и обмену опытом. Сентябрь 2016 – 2018 г
В течении 2016 - 2018 учебных годов
2016-2017
Сентябрь-май
2017-2018
Сентябрь – май
Май 2016 – 2018г
Сентябрь 2016г.
Октябрь 2016г.
Ноябрь 2016г.
Декабрь 2016
В течении 2016-2018 гг.
Февраль 2016-2018гг.
В течении 2016-2018 гг.
В течении 2016-2018гг.
2016-2018гг.
В течении 2016-2018 гг.
Ноябрь 2016г.
Апрель 2017г.
Ноябрь 2018г.
Февраль 2016г.
Февраль 2017г.
III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ
2016 – 2018 учебный год
Мероприятия Сроки выполнения
1. Самоанализ и самооценка ООД в своей группе;
2. Планирование деятельности и перспектив развития
3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.
4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете :
№ 4 2016 – 2017 учебного года
№ 4 2017 – 2018 учебного года
Май 2016 - 2018 г
Сентябрь 2016 - 2018 г
В течении года
Май 2017г
Май 2018г