Приложение МААМ

Значение познавательной, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности в развитие ребёнка дошкольного возраста

Айсулу Барлыбаева
Значение познавательной, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности в развитие ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«План по самообразованию»

Тема: «Значение познавательной, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности в развитие ребёнка дошкольного возраста»

Воспитатели: Барлыбаева А. Ж.

Дата начала работы над темой: 09.09.2024 год.

Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2025 год.

Казахстан, г. Приозёрск, ФГКОУ «СОШ №3» детский сад №75

Актуальность темы.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитие личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Работая в детском саду, мы каждый день наблюдаем, как увлеченно дети занимаются исследованием, они – природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных представлений, ощущений, действий, переживаний. Он изучает всё, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Различные формы исследовательской и продуктивной деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной активности, является детское экспериментирование и ручной труд.

С утверждением рабочей программы на 2024-2025 учебный год на основе требований федеральной образовательной программы дошкольного образования нами был разработан план календарно-тематического планирования по познавательно-исследовательской, продуктивной и опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Работая над этой темой, мы поставили перед собой следующие цели и задачи.

Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность. Создание условий для целенаправленной работы по развитию познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

Создать условия для экспериментальной деятельности;

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей;

Познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

Упражнять детей проводить элементарные опыты;

Формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

Развитие самостоятельности, аккуратности, ответственности и последовательности;

Формирование умений, навыков работы с разнообразными материалами.

Улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность.

Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.

Формирование интереса к результату, желание создавать поделки своими руками.

Развитие творческих и конструктивных способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Развитие интереса к новому делу, умение создавать конструкции по образцу, словесной инструкции.

Развитие мышления, внимания, усидчивости, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей.

Расширение словарного запаса.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. В детской деятельности современного ребёнка можно увидеть стремление к интеграции, т. е. объединению разных видов деятельности. Поэтому мы и выбрали такую тему по самообразованию «Значение познавательной, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности в развитие ребёнка дошкольного возраста»

Данная тема по самообразованию помогает строить отношения между воспитателем, детьми и родителями на основе партнёрства и сотрудничества.

Для занятий опытно-экспериментальной и продуктивной деятельностью в группе создан «Уголок экспериментирования».

В уголке находятся разнообразные материалы и инструменты для опытов и творческой деятельности по ручному труду:

- природный материал: камни разной формы, песок, ракушки, шишки, скорлупа орехов, жёлуди, кусочки коры деревьев, сухие листья, ветки деревьев, семена ягод и овощей, засушенные бутоны цветов.

- бросовый материал: лоскутки тканей, шерстяные нитки, кусочки кожи, меха, пробки, проволока, деревянные и металлические палки, деревянные и металлические палки, капсулы из под киндер-сюрприза, стеки.

- разные виды бумаг: альбомная, тетрадная, калька, наждачная, фетровая, гофрированная, копировальная, фольга.

- медицинский материал: вата, пипетки, воронки, мерные ложки, разовые стаканы.

- приборы-помощники: зеркала, лупы, песочные часы, компасы, магниты, зубочистки, воздушные шары, аппликаторы, ватные палочки.

- прочие материалы: мука, соль, сахар, крупы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел плана Содержание работы Сроки Практические выходы

Организационно-ознакомительный • Изучение методической

литературы, методики, технологии по познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

• Анкетирование родителей

по теме самообразования.

• Составление конспектов

по темам занятий.

Тема занятия: «Божья коровка»

(работа с бумагой)

Источник: Т. В. Сержантова

«366 моделей оригами» с. 18

Тема занятия: «Овечка»

(работа с бросовым материалом)

Источник: Сюзанна Гирндт

«Разноцветные поделки из природного материала»

с. 162

Тема занятия: «Поможем воде стать чистой» (экспериментирование)

Источник: Н. В. Нищева. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» с. 219

Тема занятия: «Осенний ковер»

(работа с природным материалом)

Источник: И. В. Новикова «Аппликация из природного материала в д/с» с. 47, з. 1

Сентябрь

Октябрь

В течение года

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Совершенствовать навыки техники «оригами», складывать бумагу с опорой на схему.

Формировать навыки работы с бумагой и мотком шерсти для создания «овечки» из натуральной шерсти.

Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды

Изготовление коллажа из осенних сухих листьев, цветов, трав.

Учить объединять отдельные элементы в единую композицию.

Практический • Разработка перспективного

плана работы с детьми по теме самообразования.

• Подборка наглядно –

дидактического материала.

• Осуществление

взаимодействия с родителями: знакомство родителей с планом работы по самообразованию.

• Изготовление наглядной

информации в уголке родителей: составление памяток и консультаций для родителей по тематике.

• Совместная работа родителей

с детьми к выставке «Дары осени»

(реализация плана работы по самообразованию с учётом коррекций и дополнений)

• Мониторинг формирования

знаний и умений по теме самообразования.

Тема занятия: «Животные»

(конструирование из полосок бумаги)

Источник: Г. И. Перевертень

«Самоделки из бумаги»

с. 53

Тема занятия: «Фигурка человечка»

(работа с бросовым материалом)

Источник: Г. И. Перевертень

«Самоделки из разных материалов»

с. 57

Тема занятия: «Мальчишки и девчонки»

(работа с природным материалом)

Источник: Г. И. Перевертень

«Самоделки из разных материалов»

с. 81

Тема занятия: «Звуки в воде»

(экспериментирование)

Источник: О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом» с. 81

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Обогащение знаний по теме самообразования.

Развитие партнёрской позиции родителей и детского сада, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Активизация совместного творчества воспитанников и их родителей. Привлечение родителей к жизни детского сада и группы.

Усвоить технологический процесс изготовления животных из полосок бумаги.

Усвоить технологический процесс изготовления человечка из бумаги.

Углубить знания оп работе с природным материалом (морскими ракушками). Умение работать по образцу.

Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

• Обогащение уголка

экспериментирования: привлечение родителей.

• Пополнение картотеки

экспериментов (опытов).

• Организация детского

экспериментирования в домашних условиях, знакомство с алгоритмами простейших экспериментов (фото-видеоотчет от родителей).

• Разработка цикла консультаций:

«Экспериментируйте с ребёнком дома»

Тема занятия: «Лебедь на озере»

(работа с природным материалом)

Источник: Э. К. Гульянц, И. Я. Базик

«Что можно сделать из природного материала» с. 103

Тема занятия: «Автомобиль»

(конструирование из бумаги - оригами)

Источник: Т. В. Сержантова

«366 моделей оригами» с. 62

Тема занятия: «Волшебный круг»

(экспериментирование)

Источник: О. В. Дыбина Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом» с. 76

Тема занятия: «Мишка»

(работа с бросовым материалом)

Источник: Е. А. Румянцева

«Простые поделки из пластилина» с. 16

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Провести опрос родителей по теме «Эксперименты дома – миф или реальность».

Оформить альбом «Домашняя лаборатория» с фотографиями и описаниями проведённых опытов.

Формировать умения работы с разнообразным природным материалом.

Научить превращать бумагу в автомобиль, используя базовые формы оригами.

Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра

Создавать поделки из бросового материала.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

• Просмотр вебинаров по

тематике программы самообразования.

(Международный педагогический портал «Солнечный свет»; Педагогическое сообщество «урок. рф»)

• Изготовление совместных поделок к Новогодней выставке.

Тема занятия: «Воздух и его свойства» (экспериментирование)

Источник: О. В. Дыбина

Н. П. Рахманова

«Неизведанное рядом» с. 83

Тема занятия: «Снеговик»

(работа с бросовым материалом)

Источник: Г. И. Перевертень

«Самоделки из разных материалов»

с. 80

Тема занятия: «Рождественская открытка»

(работа с природным материалом)

Источник: Сюзанна Гирндт

«Разноцветные поделки из природного материала» с. 170

Тема занятия: «Ёлочка в снегу»

(конструирование из бумаги)

Источник: Т. В. Сержантова

«366 моделей оригами» с. 146

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь Раскрыть умение изготавливать поделки из бросового и природного материалов совместно с детьми.

Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие познавательных интересов в процессе экспериментирования.

Для работы дети должны использовать вату и цветную бумагу.

Совершенствовать навык работы с ножницами и гофрированной бумагой. Самостоятельно определять в какой последовательности вести работу.

Совершенствовать навыки техники «оригами», используя базовые формы оригами, складывать бумагу с опорой на схему.

• Зимние постройки «Зимушка-Зима»

• Изготовление наглядной информации в уголок родителей

• Оформление территории прогулочного участка «Даём бросовому материалу вторую жизнь» - привлечение родителей.

• Мастер-класс - «Значение познавательной, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности в развитие ребёнка»

Тема занятия: «Лиса»

(оригами)

Источник: Т. В. Сержантова

«366 моделей оригами» с. 170

Тема занятия: «Старик-лесовик»

(работа с природным материалом)

Источник: Э. К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» с. 152

Тема занятия: «Лава-лампа» (экспериментирование)

Источник: Гурьянова И. «Книга экспериментов. Просто о сложном»

Январь

Январь

Январь

Январь

Привлечение детей к созданию снежных построек на участке детского сада, развивать воображение, формировать умение и навыки работать вместе, развивать привычку к взаимопомощи.

Совершенствовать навыки техники «оригами», используя базовые формы оригами, складывать бумагу с опорой на схему.

Совершенствовать умения работать с природным материалом для достижения указанной цели (грецкий орех, шишки, желуди, палочки)

Учить эксперименталь - ным путём изготавливать лавовую лампу своими руками; познакомить со свойствами раститель -ного масла.

• Обогащение предметно-пространственной среды.

• «Чем занять ребёнка дома?» - изготовление дидактических игр из бросового материала с привлечением родителей.

План: игры-самоделки, консультации, фото и видеоотчёт.

• Создание плаката «Папа – мастер на все руки»

Тема занятия: «Макеты домиков»

(конструирование из бумаги)

Источник: Г. И. Перевертень

«Самоделки из бумаги»

с. 63

Тема занятия: «Сердечко»

(работа с бросовым материалом)

Источник: Сюзанна Гирндт «Разноцветные поделки из природного материала» с. 58

Тема занятия: «Звёздочка-орден»

(работа с природным материалом)

Источник: Н. Докучаева «Сказки из даров природы» с. 51

Тема занятия: «Весёлый хоровод»

(работа из бросового материала)

Источник: Э. К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» с. 128

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Повысить компетентность родителей по вопросу организации досуга и их разностороннего развития.

Познакомить с построением развёрток объёмных изделий, совершенствовать навыки вырезания.

Совершенствовать навыки работы с бросовым материалом, правильно и аккуратно клеить сушеные цветы

Учить детей делать поделку из скорлупы грецкого ореха, соблюдая последовательность выполнения.

Способствовать расширению знаний детей о декоративно-прикладном искусстве, совершенствовать навыки рисования гуашевыми красками на пластиковой бутылке.

• Обогащение уголка природы – создание в уголке природы «Огорода на подоконнике».

• Знакомство с техникой посадки (нетрадиционные формы и методы)

• Создание плаката «Мама – рукодельница»

Тема занятия: «Ароматные подушечки»

(работа с бросовым материалом)

Источник: Сюзанна Гирндт

«Разноцветные поделки из природного материала»

с. 71-72

Тема занятия: «Цветы в вазе»

(работа с природным материалом)

Источник: И. В. Новикова, с. 74

«Аппликация из природного материала в детском саду»

Тема занятия: «Влажное дыхание»

(экспериментирование)

Источник: О. В. Дыбина

Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом» с. 7

Тема занятия: «Вырезание по одной линии симметрии»

(работа с бумагой)

Источник: Г. И. Перевертень

«Самоделки из бумаги»

с. 25

Март

Март

Март

Март

Март Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства.

Способствовать расширению знаний детей о декоративно-прикладном искусстве, совершенствовать навыки рисования гуашевыми красками на пластиковой бутылке.

Научить создавать аппликацию вдавливая семена арбуза в пластилин Совершенствовать навыки работы с природным материалом

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

Познакомить с принципом симметрии при вырезании цветка из цветной бумаги.

• Посадка растений:

• «Садовое царство – огородное государство»

(лук, петрушка, укроп)

• Совершенствовать технику посадки (использование нетрадиционных форм и методов)

• Методические разработки по теме самообразования.

Тема занятия: «Чиполлино. Чебурашка,

Незнайка»

(работа с природным материалом)

Источник: Г. И. Перевертень

«Самоделки из разных материалов»

с. 68-69

Тема занятия: «Ракета»

(конструирование из бумаги)

Источник: Т. В. Сержантова

«366 моделей оригами» с. 179-180

Тема занятия: «Сова»

(работа с бросовым материалом)

Источник: Г. И. Перевертень

«Самоделки из разных материалов»

с. 79

Тема занятия: «Космос»

(экспериментирование)

Источник: Н. В. Нищева. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» с. 208

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель По мере роста лука, петрушки и укропа можно употреблять в пищу во время еды.

Публикации в социальных сетях для педагогов.

Научить создавать книжных персоналов из природного материала, соблюдая правильность выполнения и аккуратность.

Совершенствовать навыки техники «оригами», используя базовые формы оригами, складывать бумагу с опорой на схему.

При изготовлении «совы» пригодны неиспользованные верёвки, шпагаты, бечёвки, следовать согласно инструкции.

Сформировать у детей элементарные представления о том, как удаленность от Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

Обобщающий (итоговый) • Выявление знаний детей

• Подведение итогов проведённой работы

• Отчёт о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации.

Тема занятия: «Спички, камушки, ракушки – получаются игрушки»

(работа с природным материалом)

Источник: Е. А. Румянцева «Простые поделки из пластилина» с. 119-127

Тема занятия: «Голубь мира»

(конструирование из бумаги)

Источник: Т. В. Сержантова

«366 моделей оригами» с. 24

Тема занятия: «Где прячется крахмал»

(экспериментирование)

Источник: О. В. Дыбина

Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом» с. 81

Май

Май

Май

Май

Выступление на педсовете

Познакомить с сочетанием всевозможных предметов с пластилином.

Совершенствовать навыки техники «оригами», используя базовые формы оригами, складывать бумагу с опорой на схему.

Формирование знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Опыты с магнитом»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Опыты с магнитом» Дети выделяли предметы, взаимодействующие с магнитом. 1. Ребята, давайте покормим птичку. У нас на столе две тарелочки, одна с вареньем,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Значение познавательной, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности в развитие ребёнка дошкольного возраста
Опубликовано: 21 декабря 2024 в 07:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение познавательной, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности в развитие ребёнка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Айсулу Барлыбаева (УИ 3386523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД