МААМ-картинки

Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику

Нина Александровна Кудряшова
Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику
▼ Скачать + Заказать документы

План профессионального самообразования

воспитателя первой квалификационной категории

Кудряшовой Н. А.

Тема: «Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику».

Срок реализации:. учебный год.

Пояснительная записка

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

Публикация «Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику» размещена в разделах

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский.

План разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста, направлен на овладение основными профессиональными компетенциями. Данные компетенции реализуются с помощью: развития представлений о своих профессиональных возможностях; своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста; освоения теоретических знаний, практических умений и применения их в профессиональной деятельности; расширения собственного образовательного пространства.

Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий; а также развивающих, проектных и информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность выбранной темы

1. Название проблемы: «Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику».

2. Условие возникновения проблемы, становление опыта.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Уровень речевого развития дошкольников требует особого внимания. В речи детей существует множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

Педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - чрезвычайно сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе. Учитывая факторы времени, была поставлена задача – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим. В работе с детьми дошкольного возраста будут успешно внедряться новые подходы в обучении и воспитании детей - использование современных технологий: «мнемотехника», технология формирования навыков общения ( авторы: Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова, а также дидактические игры по развитию речи (словесные и в картинках). Результатом деятельности предполагается создание собственной системы работы по теме «Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику».

3. Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений обновления содержания образования.

Перспективность и практическая значимость опыта заключается в том, что работа спланирована таким образом, что у дошкольников появляется возможность развивать мышление, речевые, а также творческие способности.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми, а также в соответствии с современными подходами по активизации речевого развития у дошкольников, я определила цель и задачи плана по самообразованию.

Цель: повышение профессиональной компетентности по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

• включить в содержание самообразования изучение научно-педагогической и методической литературы, эффективных образовательных технологий и передового педагогического опыта по теме самообразования,

• подбирать, накапливать, систематизировать организационно – педагогические и дидактические материалы, используемые в практической деятельности в соответствии с направлением самообразования,

• разрабатывать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме.

• создавать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды,

• создавать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников,

• организовывать взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста,

• распространять свой педагогический опыт и пропагандировать достижения.

Предполагаемые результаты

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработан учебно-методический комплект: иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Этапы реализации:

I этап – проектный

Анализ своих профессиональных проблем.

Определение приоритетных направлений по самообразованию.

Создание условий для профессионального развития, а также материально-техническое и научно-методическое обеспечение.

- Изучение научно-методической литературы, современное состояние проблемы, определение психолого-педагогические условий реализации темы и средств для эффективного формирования профессиональной компетентности.

II этап – практикоориентированный

Разработка плана деятельности по теме самообразования.

Обеспечение условий для реализации плана.

Внедрение в свою профессиональную деятельность необходимых знаний и умений.

- План деятельности по теме самообразования включает различные формы самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, просмотр открытых занятий, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, игр и др.

III этап – обобщающий

Анализ результатов работы.

Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Определение перспективы и дальнейшее развитие своей профессиональной деятельности.

Годовой перспективный план работы

№ п/п Содержание работы Сроки Результат

1. Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме в течение года

2. Изучение передового педагогического опыта. в течение года

3. Подбор и систематизация дидактического материала.

Использование его в практических целях - в работе с детьми, с родителями (законными представителями). в течение года

4. Наполнение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с направлением развития в течение года

5. Консультация для родителей (законных представителей).

Тема: «Составление рассказов по сюжетным картинкам». январь.

6. Распространение опыта работы по теме самообразования среди педагогов ДОУ (консультация «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольника», информация для родителей, презентация «Каталог дидактических игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста») март - апрель 2023 г.

7. Размещение материалов по теме самообразования на профессиональных сайтах в течение года

8. Планирование деятельности и перспектив развития июнь-август 2023 г.

Литература:

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Используемая методическая литература и дидактический материал :

1. Алиева Т. И., Васюкова Н. Е. Художественная литература для детей 5 – 7 лет. – 2-е изд. - М: ТЦ Сфера, 2015.- 224 с.

2. Арушанова А. Г., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. «Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6 – 7 лет»/ Под ред. Л. А. Парамоновой. - М. : Т Ц «Сфера», 2014.

3. Земцова О. Н., «От слова к рассказу. Развиваем речь» (серия «Умные книжки») – г. С. - Петербург, ООО «Издательская Группа «Азбука – Аттикус», 2019.

4. Князева О. А., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно – методическое пособие. – 2 – е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016 – 304 с. : ил.

5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

6. «Развитие речи. Учимся пересказывать» (серия «Рабочая тетрадь дошкольника»). М. : «Стрекоза», 2015.

7.«Творческое рассказывание: обучение детей 5 – 7 лет / авт. сост. Л. М. Граб. – Волгогра

8. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.

9. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

10. «Учимся, играя» В. Волина.

11. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5 – 7 лет» 3 – е изд., дополн. - М. : ТЦ Сфера. 2015.

Подрезова Т. И. «Материал к занятиям по развитию речи. Времена года» - М. : Айрисс – пресс, 2006.

12. Шорохова О. А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» - М. : Т Ц «Сфера», 2009.

Интернетресурсы.

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологийДидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 16:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Кудряшова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД