Нина Александровна Кудряшова
Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику
▼ Скачать + Заказать документы
План профессионального самообразования
воспитателя первой квалификационной категории
Кудряшовой Н. А.
Тема: «Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику».
Срок реализации:. учебный год.
Пояснительная записка
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
Публикация «Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский.
План разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста, направлен на овладение основными профессиональными компетенциями. Данные компетенции реализуются с помощью: развития представлений о своих профессиональных возможностях; своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста; освоения теоретических знаний, практических умений и применения их в профессиональной деятельности; расширения собственного образовательного пространства.
Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий; а также развивающих, проектных и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность выбранной темы
1. Название проблемы: «Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику».
2. Условие возникновения проблемы, становление опыта.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Уровень речевого развития дошкольников требует особого внимания. В речи детей существует множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
Педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - чрезвычайно сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе. Учитывая факторы времени, была поставлена задача – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим. В работе с детьми дошкольного возраста будут успешно внедряться новые подходы в обучении и воспитании детей - использование современных технологий: «мнемотехника», технология формирования навыков общения ( авторы: Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова, а также дидактические игры по развитию речи (словесные и в картинках). Результатом деятельности предполагается создание собственной системы работы по теме «Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику».
3. Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений обновления содержания образования.
Перспективность и практическая значимость опыта заключается в том, что работа спланирована таким образом, что у дошкольников появляется возможность развивать мышление, речевые, а также творческие способности.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми, а также в соответствии с современными подходами по активизации речевого развития у дошкольников, я определила цель и задачи плана по самообразованию.
Цель: повышение профессиональной компетентности по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• включить в содержание самообразования изучение научно-педагогической и методической литературы, эффективных образовательных технологий и передового педагогического опыта по теме самообразования,
• подбирать, накапливать, систематизировать организационно – педагогические и дидактические материалы, используемые в практической деятельности в соответствии с направлением самообразования,
• разрабатывать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме.
• создавать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды,
• создавать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников,
• организовывать взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста,
• распространять свой педагогический опыт и пропагандировать достижения.
Предполагаемые результаты
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработан учебно-методический комплект: иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Этапы реализации:
I этап – проектный
Анализ своих профессиональных проблем.
Определение приоритетных направлений по самообразованию.
Создание условий для профессионального развития, а также материально-техническое и научно-методическое обеспечение.
- Изучение научно-методической литературы, современное состояние проблемы, определение психолого-педагогические условий реализации темы и средств для эффективного формирования профессиональной компетентности.
II этап – практикоориентированный
Разработка плана деятельности по теме самообразования.
Обеспечение условий для реализации плана.
Внедрение в свою профессиональную деятельность необходимых знаний и умений.
- План деятельности по теме самообразования включает различные формы самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, просмотр открытых занятий, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, игр и др.
III этап – обобщающий
Анализ результатов работы.
Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Определение перспективы и дальнейшее развитие своей профессиональной деятельности.
Годовой перспективный план работы
№ п/п Содержание работы Сроки Результат
1. Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме в течение года
2. Изучение передового педагогического опыта. в течение года
3. Подбор и систематизация дидактического материала.
Использование его в практических целях - в работе с детьми, с родителями (законными представителями). в течение года
4. Наполнение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с направлением развития в течение года
5. Консультация для родителей (законных представителей).
Тема: «Составление рассказов по сюжетным картинкам». январь.
6. Распространение опыта работы по теме самообразования среди педагогов ДОУ (консультация «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольника», информация для родителей, презентация «Каталог дидактических игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста») март - апрель 2023 г.
7. Размещение материалов по теме самообразования на профессиональных сайтах в течение года
8. Планирование деятельности и перспектив развития июнь-август 2023 г.
Литература:
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Используемая методическая литература и дидактический материал :
1. Алиева Т. И., Васюкова Н. Е. Художественная литература для детей 5 – 7 лет. – 2-е изд. - М: ТЦ Сфера, 2015.- 224 с.
2. Арушанова А. Г., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. «Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6 – 7 лет»/ Под ред. Л. А. Парамоновой. - М. : Т Ц «Сфера», 2014.
3. Земцова О. Н., «От слова к рассказу. Развиваем речь» (серия «Умные книжки») – г. С. - Петербург, ООО «Издательская Группа «Азбука – Аттикус», 2019.
4. Князева О. А., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно – методическое пособие. – 2 – е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016 – 304 с. : ил.
5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
6. «Развитие речи. Учимся пересказывать» (серия «Рабочая тетрадь дошкольника»). М. : «Стрекоза», 2015.
7.«Творческое рассказывание: обучение детей 5 – 7 лет / авт. сост. Л. М. Граб. – Волгогра
8. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.
9. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
10. «Учимся, играя» В. Волина.
11. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5 – 7 лет» 3 – е изд., дополн. - М. : ТЦ Сфера. 2015.
Подрезова Т. И. «Материал к занятиям по развитию речи. Времена года» - М. : Айрисс – пресс, 2006.
12. Шорохова О. А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» - М. : Т Ц «Сфера», 2009.
Интернетресурсы.