Любовь Николаевна Рослякова
Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной системы ребенка и укрепления защитных сил его организма. Основной целью проведения дыхательных упражнений с дошкольниками является укрепление их здоровья. В результате выполнения этих упражнений каждая клеточка организма ребенка насыщается кислородом; ребенок учится управлять своим дыханием; улучшается работа головного мозга, сердца, нервной системы, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется общее состояние здоровья.
Темочки:
- Дидактические игры. Проекты
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Игры для детей. ВСЕ дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Здоровьесберегающие технологии
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2016
Дыхательная гимнастика является отличной профилактикой болезней органов дыхания.
Дидактические игры для развития дыхания можно использовать в ходе всех режимных моментов: в проведении утренней гимнастики, организации непосредственной образовательной деятельности, на прогулке, в проведении физкультминуток, пальчиковой гимнастики, в различных формах активного отдыха, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждения.
Интересные дидактические игры предлагаются в книге О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!» (ИД «Литера» (СПБ) 2005).
Поддувание
Поддувать легкие предметы: полоски бумаги, комки ваты, шарики от пинг-понга.
Вызывание длительного выдоха
Дуть на игрушки типа «Флюгер», «Мельница».
Дуть на султанчик:
Дуть на кораблики в воде (бумажные, из скорлупы).
Развитие дыхания
Надувать шарики, пускать мыльные пузыри.
Развитие речевого дыхания
Вдох носом, выдох ртом.
Краткий глубокий вдох, медленный выдох.
Медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох.
Глубокий медленный вдох, выдох узкой струей.
Глубокий вдох, выдох несколькими равными порциями.
Глубокий вдох, выдох двумя неравными порциями.
Глубокий медленный вдох, задержать дыхание, медленно выдыхать на счет до 5 (6, 7).
Полный вдох, задержать дыхание, долгий выдох.
На одном выдохе – усиление и ослабление звука.
«Гудок» - гудок приближается и удаляется: м-м-м-М-М-М-м-м-м.
«Вой ветра»: в-в-в-В-В-В-в-в-в.
«Погаси свечу»: вдох, секундная задержка дыхания, несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу.
«Комар»
И. п. – руки вперед, вдох – руки в стороны, выдох – руки медленно сходятся со звуком в-в-в-в, хлопок в ладоши («убили комара»).
На одном вдохе, выдыхая толчками, произнести 5 (6, … до 10) звуков ф: ф! ф! ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.
Развитие силы голоса
Тянуть гласный звук тихо (5 сек, постепенно наращивать громкость (3-5 сек, потом на максимальной громкости (3-5 сек): а-а-а-А-А-А (о, у, и).
Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): а-а-а, укачивание: а-а-а (о, у, и).
Пропевание гласного звука – начать низким голосом, закончить высоким: а, у, о, и.
Чередовать гласные звуки на одном выдохе, тянуть как можно дольше: ауауау,
аоаоао,
оиоиои,
уиуиуи…
Пропевание гласных звуков на одном выдохе:
а-а-а-о-о-о-у-у-у
и-и-и-а-а-а-о-о-о
о-о-о-и-и-и-а-а-а
и-и-и-э-э-э-о-о-о
Пропевание гласных звуков, начиная низким голосом и заканчивая высоким: а-о-у
о-о-о
у-у-у
э-э-э
Развитие силы голоса
Кто из детей дольше пропоет: тянуть гласный звук на одном выдохе – кто дольше.
Развитие умения управлять голосом
Упражнение на ослабление голоса.
Громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: А-А-А-а-а-а (о, у, и).
Угадай, какой звук.
Взрослый без голоса, губами «произносит» гласные звуки а, о, у, и.
Ребенок угадывает по артикуляции.
Затем ребенок загадывает свои гласные звуки. Взрослый угадывает.
Добавь слог
Взрослый произносит 2, 3, 4, … слогов, а ребенок – на 1 слог больше.
Например, взрослый: па-па-па, ребенок: па-па-па-па;
взрослый: ле-ле-ле-ле, ребенок: ле-ле-ле-ле-ле.
Аналогично: ап, ом, ук.
Дети охотнее выполняют задания в дидактических играх, если они организованы в игровой форме, с музыкальным сопровождением, с использованием различных атрибутов.
Атрибуты к дидактическим играм на развитие дыхания
Дуть разными способами на предмет на ниточке: бабочки, чайки, лебеди, снежинки, незабудки, одуванчики, тучки веселые и грустные, осенние кленовые листья:
Выложить дорожку из осенних листьев, чередуя в указанной последовательности, затем подуть на эту дорожку:
Сдуть с картинки стрекозу, божью коровку, бабочку, одуванчик, синичку на ниточке:
Подуть на тучки, снежинки на мобиле: