Людмила Рогаченко
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности».
Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы, способствующие эффективному сенсорному развитию младших дошкольников.
Задачи:
Публикация «План по самообразованию „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
1. Изучить методическую литература по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
2. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
3. Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
Прогнозируемый результат: на основании изученной литературы и опыта коллег по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми и коллегами. Она поспособствовала повышению уровня сенсорного развития воспитанников : у детей сформировались первичные, но в тоже время устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами, текстуре, вкусе, обогатилось сенсорное впечатление, развились любознательность, инициативность и самостоятельность. У родителей повысился уровень компетентности по организации детско-родительского взаимодействия с целью сенсорного развития своего ребенка. Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности».
Актуальность: познавательному развитию в современной системе дошкольного образования отведено значимое место: одна из пяти образовательных областей, согласно ФГОС ДО, называется «Познавательное развитие». Сенсорное развитие направлено на формирование у детей познавательных интересов и активности, и на их интеллектуальное развитие. Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дошкольном возрасте игра – ведущая форма деятельности детей. Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования - «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности».
Схема работы по самообразованию :
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – проектировочный;
3 этап – практический
4 этап - подведение итогов, рефлексия.
1 этап (сентябрь, октябрь)
- Изученной методической литературы по теме сенсорного развития младших дошкольников;
- изучение опыта коллег по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2этап (октябрь, ноябрь)
Разработка перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.
Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях детского
сада и на участке по данной теме.
Разработка анкетирования, мастер-класса, консультаций для родителей.
Разработка совместной детско-родительской НОД.
Для работы с детьми:
- создание картотеки дидактических игр «Сенсорное развитие» для детей дошкольного возраста (Приложение 1);
- подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми;
- организация в групповом помещении сенсорного центра для свободного доступа детей.
Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся три-четыре раза в месяц. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников первой младшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования.
Для работы с родителями и коллегами:
- разработка детско-взрослых мероприятий, анкетирования, мастер-класса, рекомендаций, консультаций; семинара-практикума, консультаций, мастер-класса - для коллег.
3 этап (ноябрь – май)
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Ноябрь
1. Игровая ситуация «Соберем все красные круглые яблочки в корзинку».
Цель: способствовать формированию у детей первичных представлений о красном цвете и форме круга.
2. Игровое упражнение «Укрась бабочку».
Цель: способствовать формированию у детей умения группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
3. Игровая ситуация «Почини одежду зайчатам».
Цель: формировать у детей навык различия цвета и использования названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
4. Игровая ситуация «Подбери крышку к коробочке».
Цель: развивать у детей умение подбирать предметы по образцу. 1. Анкета "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
2. Рекомендовать родителям дома с ребенком собирать пирамидки, проговаривая цвета элементов пирамидки, их размер и форму. 1. Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сенсорному развитию детей».
Декабрь
1. Дидактическая игра «Подбери цвет».
Цель: способствовать обобщению представлений детей о цвете, формировать навык - объединять предметы в группы по цветам.
2. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
Цель: продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, формировать навык - различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Формировать представления у детей о животных.
3. Дидактическая игра малой подвижности «Полянка».
Цель: формировать у детей навык группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Создать условия для понимания детьми слов: «цвет», «такой», «не такой», «разные».
4. Игровое упражнение «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».
Цель: продолжать формировать у детей навыки снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно – осязательный опыт. 1. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» (Приложение 2).
2. Рекомендовать родителям по дороге в детский сад обращать внимание ребенка на фигуры и цвета, встречающиеся на пути (форма дорожного знака, цвет сигнала светофора и пр.) 1. Мастер-класс «Привлечение родительской общественности к сенсорному развитию дошкольников».
Январь
1. Дидактические игра по методике М. Монтессори «Светофор»
Цель: побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек. Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь. Обогащать словарный запас.
2. Игровая ситуация «Подбери чашки к блюдцам».
Цель: продолжать формировать у детей навык различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
3. Дидактическая игра «Найти скорее этот цвет!».
Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о цвете.
4. Детско-родительская НОД «Мир удивительных вкусов».
Цель: продолжать формировать представления детей о вкусе и его особенностях. 1. Рекомендовать родителям для сенсорного развития детей использовать игры по методике М. Монтессори.
2. Детско-родительская НОД «Мир удивительных вкусов».
Цель: продолжать развивать у родителей навык организации детско-взрослой познавательно-игровой деятельности с целью сенсорного развития, вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ.
1. Семинар-практикум «Педситуации и их решения по вопросу сенсорного развития младших дошкольников».
Февраль
1. Продуктивная деятельность «Бусы».
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно–моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости.
2. Игровое упражнение «Разложи фигуры по местам!»
Цель: познакомить детей с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формировать навык подбирать нужные формы разными методами.
3. Игровая ситуация «Найди окошко для фигурки».
Цель: продолжать формировать у детей навык соотносить форму деталей с формой отверстия.
4. Игра «Чередование флажков»
Цель: работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие. Консультация для родителей «Эффективность использования сенсорных игр в развитии младших дошкольников».
1. Консультация для воспитателей «Обогащение сенсорного опыта детей младшей группы».
Март
1. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
Цель: знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Обучение выделению параметров величины предметов.
2. Дидактическая игра «Чем пахнет?».
Цель: формировать у детей первоначальное представление о запахах, о их особенностях.
3. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Цель: развивать тактильные ощущения детей.
4. Дидактическая игра «Ленточки для кукол».
Цель: продолжать формировать у детей навык фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета. 1. Рекомендовать родителям по дороге в детский сад обращать внимание ребенка на фигуры и цвета, встречающиеся на пути (форма дорожного знака, цвет сигнала светофора и пр.)
2. Рекомендовать родителям играть с ребенком в игру «Чудесный мешочек». 1. Мастер-класс «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников через игровую деятельность»
Апрель
1. Детско-родительская творческая выставка «Моя любимая фигура»
Цель: обобщить представления детей о знакомых геометрических фигурах, создать условия для эмоционального подъема детей, способствовать укреплению детско-родительских связей.
2. Дидактическая игра «Собери пирамидку».
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
3. Игровая ситуация «Складывание матрешки с двумя вкладышами».
Цель: продолжать развивать умение простым действиям с предметами, отличающимися по величине. 1. Детско-родительская творческая выставка «Моя любимая фигура».
2. Рекомендовать родителям собирать с ребенком матрешки, проговаривая свои действия.
3. Рекомендовать родителям играть с ребенком в игру «Чудесный мешочек».
1. Консультации по запросу воспитателей в рамках темы по самообразованию.
Май
1. «Чудесный мешочек».
Цель: закреплять представления детей о форме (куб, шар, кирпичик).
2.«Разложи по коробочкам».
Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Итоговое мероприятие: Вечер игр.
Цель: обобщить представления детей о формах, величине, запахах, цветах, текстуре объектов окружающего мира посредством коллективной познавательно-игровой деятельности. Создать условия для эмоционального подъема детей. 1. Рекомендовать родителям во время летнего периода для сенсорного развития детей использовать игры и игровые упражнения.
1. Отчет на итоговом педсовете о работе по самообразованию на тему теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности», рекомендации применения игр при организации воспитательно-образовательного процесса и сотрудничества с семьями воспитанников.
4 этап (май) – рефлексия
Работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды: сенсорный центр, содержащий помимо дидактических игр и пособий по сенсорному развитию следующие материалы для экспериментирования: клубки ниток, различной фактуры ткани, прищепки, природный материал, емкости с водой и песком и многим другим.