Воротова Наталия
Использование камешков Марблс в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №24
План работы по самообразованию
по теме:
«Использование камешков Марблс в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Воротова Н. Ю.
2018-2019
Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Немного истории.
Публикация «Использование камешков Марблс в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Марблс одна из самых популярных детских игр на Западе. Игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира.
Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков. Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров. Применение камушков «Марблс» один из нетрадиционных приемов в работе с детьми разного возраста. Камешки можно использовать для создания сюрпризного момента, релаксации и конечно же в развивающих играх
Актуальность
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в практике дошкольной работы с детьми.
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием шариков Марблс и камешков кабошонов. (декоративных камешков).
Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики имеют разнообразную цветовую гамму.
Камешки - кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») удобны в применении, они не перекатываются. Могут быть стеклянными, пластмассовые, деревянные, из натурального камня.
Морские камешки — интересный, доступный, природный материал для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними, детей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой.
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
Цель – повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении нетрадиционных форм работы с детьми; внедрение и применение технологий в работе с детьми, педагогами и родителями.
Задачи:
Изучить технологии использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.
Разработать картотеку картинок и перечень игр с описанием для работы с камешками Марблс.
Повышать речевую активность и интеллектуальные способности детей во всех видах детской деятельности.
Внедрить технологию использования камешков Марблс во все виды детской деятельности
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.
Повышение активности и интеллектуальных способностей детей во всех видах детской деятельности.
Перспективный план работы.
Этап информационно-аналитический (вводно-ознакомительный).
Изучение учебно-методической литературы.
- Климанова Г. Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.
- Ю. В. Кириллова «Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО», изд. Детство-пресс.
- В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками»,
изд. Центр педагогического образования.
- Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», изд. ТЦ Сфера.
- интернет – ресурсы:
- всероссийский образовательный сайт «Логопедический портал» https://logoportal.ru
- международный образовательный портал «MAAM.RU» - https://www.maam.ru
-Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС», 2003.
Методическая работа по самообразованию.
1. Участие в методических объединениях на уровне ДОУ, муниципальном уровне. (Сентябрь - май)
2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне ДОУ, муниципальном уровне. (Сентябрь - май)
3. Просмотр вебинаров по теме самообразования. (Сентябрь – май)
4. Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Использование шариков Марблс и камешков кабошонов в работе с детьми дошкольного возраста ".(Ноябрь 2018г. ,
5. мастер-класс для педагогов «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей» (январь 2019г.).
6. Открытое занятие для педагогов с использованием камешков Марблз «Спасем бельчонка».
Этап - внедрение в практику.
Этап – обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
План на работы по самообразованию на 2018-2019г.
№
сроки
тема
Форма работы
1
Сентябрь - Ноябрь
Изучение методической литературы.
Изучение и подбор литературы.
Изучение методической литературы
- Климанова Г. Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.
2
Сентябрь
Составление плана работы
Перспективный план
Анкетирование родителей.
3
Октябрь
Использование камешков Марблс в развитии мелкой моторики.
Нетрадиционное занятие «В гостях у Золушки»
4
Ноябрь
Развитие и поддержка детской инициативы.
Мастер класс для педагогов «Камешки Марблс –разноцветное счастье детей»
5
Декабрь
Камешки Марблс как средство обучения в условиях ФГОС
Проведение предметной недели
6
Январь
Развитие творческих способностей детей в дошкольном учреждении и дома.
Проект «Ловкие пальчики»
Консультация для родителей
«Знакомство с камешками Марблс и их применением»
Февраль
Практическое применение камешков марблс в педагогической деятельности
Изучение статьи Черногузовой Е. А. «Камушки марблс и их применение»
Март
Развитие связной речи дошкольников посредством использования камешков марблс.
Использование камешков Марблз в непрерывной образовательной деятельности с детьми («Угадай кто?», «продолжи узор», «Змейка», «ПОмоги», «Крестики-нолики», «графический диктант и др.»)
Апрель
Развитие логического мышления, речи, воображения, творческой активности в познавательной деятельности.
Изучение статьи Е. В. Афонасьевой «Блестящая математика: математические игры с камешками Марблс»
7
Май
Оформление отчета по теме самообразования.
Открытое занятие для педагогов с использованием камешков Марблз «Спасем бельчонка».
План на работы по самообразованию на 2019 -2020г.
3.1 Система игр с камешками Марблс на занятиях.
На занятиях мотивация ребенка играет важную роль как в процессе работы. Поэтому для формирования у ребенка положительного настроя на деятельность на занятиях проводятся игры с камешками Марблс.
Все игры и упражнения с камешками Марблс могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей, а также от поставленной педагогом цели. Эти игры использую на разных занятиях : на индивидуальных, в микрогруппах и на фронтальных (подгрупповых). Использование игр с камешками Марблс позволяет решать основные задачи развитию речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» :
Развитие словаря.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа
Развитие связной речи.
Формирование коммуникативных навыков.
Обучение элементам грамоты.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных звуков, их постановку и автоматизацию, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие мелкой моторики.
Игры с камешками Марблс целенаправленно стимулируют мелкую моторику рук, способствуют развитию зрительно-моторной координации, а также обеспечивают подготовку руки ребенка к овладению графомоторными навыками
Игры с камешками Марблс по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа направлены на решение следующих задач:
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Закрепить представления о твердости-мягкости согласных звуков.
Совершенствовать навыки звукового анализа слов из трех-пяти звуков.
Сформировать навыки слогового анализа слов, состоящих из
одного слога, двух слогов, трех слогов
Фронтальные (подгрупповые) занятия позволяют эффективно решать задачи развития речи.
Игры с камешками способствуют формированию и совершенствованию лексико-грамматических категорий, а также развитию логических способности дошкольников
На занятиях по обучению грамоте, играя с камешками Марблс, ребёнок запоминает зрительный образ букв, это помогает подготовиться к школе,
способствуют профилактике нарушений письма и чтения
Таким образом, игр с камешками Марблс направлены на развития всех компонентов речевой системы
№
Сроки
Тема
Форма работы
1
Сентябрь - Ноябрь
теоретический анализ литературы по использованию нетрадиционных методов и технологий в работе с детьми по развитию речи
Изучение и подбор литературы.
Изучение методической литературы
- В. М. Акименко, Е. А. Пожиленко, Т. М. Грабенко, М. А. Поваляева, М. И. Чистякова: нетрадиционные методы в работе с детьми по развитию речи
2
Сентябрь - октябрь
Разработать систему применения игр с камешками Марблс в ходе работы по обчению грамоте и развитию речи
Перспективный план на год
3
Октябрь - май
Использование камешков Марблс в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста (нетрадиционные методики) Гордеевой Т. В., Зажигиной О. А., Бачиной
использование «сухого» бассейна,
использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни,
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «Марблс»;
-массаж с помощью мячика Су-джок
4
Ноябрь
Создание и развитие благоприятного эмоционального фона в ДОУ
Презентация для педагогов игры с камешками Марблс при изучении лексических тем: «Игры-ходили», «Лабиринты», игра «Мамина помощница» и др.
5
Декабрь
Камешки Марблс как средство обучения в условиях ФГОС
Проведение предметной недели по развитию речи «Чудесный сундучок»
6
Январь
Развитие творческих способностей детей в дошкольном учреждении и дома.
Мастер-класс для родителей «Играем с камешками Марблс – развиваем речь»
Февраль
Практическое применение камешков марблс в педагогической деятельности
Игра для поддержки детской инициативы. «Город мастеров». (Починим сломанную букву)
Март
Развитие связной речи и обучение грамоте дошкольников посредством использования камешков Марблс.
Использование камешков Марблз в непрерывной образовательной деятельности с детьми в играх : «Примири друзей», «Сенсорная коробочка», «Найди клад», «Звуковая дорожка», «Сигнал», «Укрась картинку и др.»)
Апрель
Развитие логического мышления, речи, воображения, творческой активности в познавательной деятельности.
Изучение и применение на практике
статьи М. М.
Кольцовой о том, что "морфологическое и
функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием
кинестетических импульсов от рук.
7
Май
Оформление отчета по теме самообразования.
Открытое занятие для педагогов по развитию речи с использованием камешков Марблз «Цветик - семицветик».