Татьяна Крылова
Проект по экологическому воспитанию «Юные друзья природы» для работы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Юные друзья природы»
Вид проекта : познавательно-коммуникативный, творческий, групповой.
Участники проекта : дети, воспитатель, специалисты детского дома.
По времени проведения: долгосрочный (2 года)
Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Юные друзья природы“ для работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.
Дошкольное детство является периодом бурного роста и интенсивного развития, совершенствования физических и психических возможностей, началом становления личности. В этот период необходимо «закладывать» в ребенка основы взаимодействия с природой и бережное отношение к окружающему миру.
Цель проекта :
Формирование у детей экологические знаний, бережного отношения к природе и всему окружающему.
Задачи:
Образовательные:
- формировать систему элементарных научных экологических
знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать эмоции, чувство эмпатии к объектам природы;
- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
- развивать у детей любознательность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
Воспитательные :
- формировать умения и желания сохранять природу, ухаживать за живыми объектами;
- формировать навыки элементарной природоохранной деятельности в
ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия
некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
- формировать экологически правильного поведения в природе;
- охранять и укреплять здоровье детей.
Объект исследования:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Социальная значимость:
Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия. На личном примере научить защищать природу и бороться за ее сохранение. Реализация проекта будет способствовать повышению культуры экологического поведения.
Основные принципы проекта :
- индивидуальность и учет возрастных, психологических особенностей
детей;
- принцип развивающего обучения;
- преемственность;
- наглядность и доступность;
- сотрудничество;
- интегративность;
- систематичность;
- творчество и самостоятельность;
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр,
конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).
3. Живой уголок.
4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение»
5. Подборка опытов и экспериментов.
6. Теплица, огород на территории детского дома.
Ожидаемые результаты:
1. Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации
дошкольников, система критериев и показателей оценки
сформированности у них ценностных ориентаций.
2. Организована развивающая среда, способствующая нравственно –
экологическому развитию детей.
3. Будет разработан дидактический комплекс (конспекты
непосредственно образовательной деятельности, праздников,
развлечений, образовательные проекты, рекомендации, консультации,
дидактические игры, пособия и др.)
4. У детей будет сформировано бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
5. У детей будут сформированы первоначальные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
6. У детей будет сформировано желание защищать природу и бороться за ее сохранение (через практическую общественную деятельность).
Создание эколого-развивающей среды
Одним из важных условий реализации системы экологического образования
в дошкольном учреждении способствует правильная организация и
экологизация развивающей среды, которая способствует:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Правильно организованная развивающая среда является методом
экологического воспитания : она, прежде всего, приучает детей
систематически думать и реально заботиться о растениях и животных,
находящихся в одном с ними жизненном пространстве.
Взаимодействие с социумом
Экологическое образование не является изолированным направлением в
работе детского дома и имеет мировоззренческое значение, поэтому
возникает необходимость экологизации всего образовательного процесса и
налаживания сотрудничества с другими организациями. Кроме того,
координация деятельности детского дома с социумом приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Чем разнообразнее внешние связи учреждения, тем
эффективнее его работа. Сотрудничество детского дома с другими организациями поможет учреждению и коллективу стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования города.
Работа с детьми
Система работы по экологическому воспитанию детей представляет собой
следующее: организованное обучение, совместная деятельность педагога и
детей, самостоятельная деятельность дошкольников. Все эти направления
органично дополняют друг друга и не могут существовать одно без другого.
При построении системы экологической работы с детьми выделены
основные направления:
• Воспитательное направление работы
является централизующим во всей системе работы по экологическому
воспитанию детей и решается интегративно с реализацией других
направлений, во всех формах и методах работы с детьми.
• Познавательное направление работы
включает цикл познавательных мероприятий (используются
следующие формы: дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, просмотр познавательных фильмов, викторины, которые способствуют более глубокому
расширению экологических знаний воспитанников.
• Познавательно-развлекательное направление работы
ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой
природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой
занимательной форме: это – театрализованные представления на
экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-
путешествия. Игровое направление предполагает широкое и
постоянное использование игровых обучающих ситуаций.
• Практическое направление работы
изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края,
связанное с практическими делами, совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории МБДОУ, работой на
огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников,
подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и
скворечников способствуют привитию бережного отношения
дошкольников к родной природе.
• Исследовательское направление работы
осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной
деятельности, опытов которые способствуют развитию мышления,
анализу полученных результатов.
• Эколого-оздоровительное направление
реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в
ближайшее природное окружение.
• Эколого-эстетическое направление
Использование различных виды изобразительной деятельности
(воспитатель много и тщательно наблюдает с детьми различные
явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета,
пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных,
затем создает условия для свободной творческой деятельности:
рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из
природного материала).
Разработана система работы с детьми в каждой возрастной группе, которая
включает в себя:
• посезонное перспективное планирование непрерывной
непосредственно образовательной деятельности;
• использование адекватных возрасту детей форм и методов обучения
(экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии,
чтение художественной литературы, моделирование, инсценирование,
сочинение экологических сказок);
• создание эколого – развивающей среды (уголки природы, лаборатории
природы);
• организация деятельности вне детского дома (праздники, наблюдения,
экологическая тропа, огород овощных культур, труд в природе);
• совместную творческую деятельность воспитателей, детей и
родителей;
• игровую деятельность, как ведущую форму деятельности детей;
• экологию здоровья (фито-чай, аромотерапия, витаминотерапия,
двигательная активность, закаливание);
• создание системы экологической работы (авторские разработки
образовательной деятельности, работа с общественными
организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).
Литература:
Дыбина О. В. Неизвестное рядом М. ; ТЦ «Сфера», 2005.
Рыжова Н. А. Лаборатория в детском саду и дома. М. ;Линка-Пресс,
2009.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду
М. ; Мозаика-Синтез, 2014.
Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников
с растениями,-М. ; Просвещение,1981.