Ширинских Надежда
Консультация для педагогов «Построение работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пономарёва Надежда Ивановна, Ширинских Надежда Сергеевна
ПОСТРОЕНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Юго-Восточное управление МО и Н СО
СП-детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Алексеевка
м. р. Алексеевский Самарской области
Советская ул., д. 39, Алексеевка, 446640
Тел. / факс: 8 (84671) 2-16-13
aleksdou1@yandex.ru
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
Публикация «Консультация для педагогов „Построение работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Б. Толь
Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Основная цель экологического образования – всестороннее развитие личности, ответственно относящейся к окружающей среде.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Новизна работы по формированию у детей навыков экологически грамотного и безопасного поведения, эмоционально положительного отношения к окружающему миру, желание сохранить окружающую среду заключается в том, что достигнут эффект очевидного проявления начал экологической культуры у детей через :
- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
- осуществления систематической работы с детьми в рамках новых технологий, постоянное ее совершенствование;
- экологическая пропаганда среди родителей.
Цель: – воспитание гуманного, осознанно-правильного отношения к природе (нравственное воспитание).
Задачи:
• Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
• Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
• Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
• Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
• Формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой мы являемся личным примером, демонстрируя детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуя в природоохранной деятельности.
У нас имеется природоведческая литература, пособия, дидактические пособия, игры экологического содержания.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений в природе.
На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, мы стараемся использовать как можно больше и интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы; муравьиные дорожки и их ходы; небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нё м разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе.
Экскурсии — один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей.
На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. На прогулках используются разнообразные игровые упражнения» Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
Также мы используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Зеленая планета глазами детей»,» Лето, лето», «Осень в гости просим», «Подарки Зимушки-зимы», «Весну встречаем», «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
За совместную работу, дети и родители получают благодарность и грамоты.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу. В результате, проведенная работа способствовала развитию у дошкольников экологического сознания; в ходе данной работы ребята участвовали в рассмотрении экологических проблем, на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности, умению высказывать свое мнение, формированию оценочных суждений; ребята внимательнее стали относиться к уголку природы, к растениям на участке детского сада и за его пределами, к животным и насекомым, их заинтересовали и взаимосвязи природы. Необходимо разрабатывать и внедрять целые комплексы мероприятий, направленные на развитие экологической культуры, как самих дошкольников (всех периодов дошкольного детства, так и воспитателей и родителей.
Список используемых источников:
1. Балаценко Л., Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80–82.
2. Николаева С. Н., Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.
3. Николаева С., Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. С. 31–38.
4. Николаева С. Н. ,Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
5. Рыжова Н., «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.