Наташа Потапова
План-конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Барыня-сударыня»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия в подготовительной группе по лепке
Тема:«Барыня-сударыня».
Цель: приобщение детей к истории и социокультурным ценностям нашего народа, к отечественным традициям на примере истории
План-конспект занятия в подготовительной группе по лепке
Тема:«Барыня-сударыня».
Цель: приобщение детей к истории и социокультурным ценностям нашего народа, к отечественным традициям на примере истории дымковского промысла.
Задачи:
Публикация «План-конспект занятия по лепке в подготовительной группе „Барыня-сударыня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Познакомить детей с особенностями лепки из теста; наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей; склеивание;
2. Учить детей лепить дымковскую барыню, выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);
3. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек;
4. Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить; любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству.
Материал и оборудование: дымковские игрушки для демонстрации, картинки, образцы узоров дымковской росписи, экспонаты музейного уголка, соленое тесто,влажные салфетки, кисточки, мука, доски,схемы этапов выполнения работы,гуашь,стаканчики с водой,магнитофон, аудиозаписи.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дым идёт из труб столбом-
Точно в дымке всё кругом
Голубые дали
И село большое
Дымково назвали.
- Ребята, я приглашаю вас на выставку народной игрушки.
- Какие игрушки лепят в Дымкове?
-Хороша игрушка расписная, Вся поёт, бесхитростна, светла, И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. О. Левицкий.
2. Теоретическая часть. (Вводная беседа)
- Какие игрушки лепят в Дымкове?
-Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России. С высокого берега реки Вятка, на нас смотрит город Вятка, откуда видна заречная слобода Дымково. Почему, спросите вы меня, Дымково, да потому, что вся слобода будто в дымке – зимой, когда топят печи, летом, когда туман. Здесь в далёкую старину, на весенний праздник Свистопляски, и зародилась дымковская игрушка. Этот праздник посвящался солнцу, все участники свистели в глиняные свистульки, вызывали весеннее солнце. Свистом оглашалась вся округа. Шуми народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист дымковской свистульки.
Изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летнее время заготавливали глину, смешивали с просеянным песком, толкли вручную, замешивали тесто. Затем лепили торс фигурок, а к нему примазывали шарики – головки, ручки, соединяли их жидкой глиной. Готовые фигурки просушивали и обжигали в печи. Ближе к весне белили их мелом, разведённым на снятом коровьем молоке, и красили яичными красками.
Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом – это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. На первый взгляд, это просто геометрические фигуры, но каждое изображение несло свой смысл. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Круг с пересекаемыми полосками – знак солнца, лунный знак – пересечение линий с точками внутри. Точки в круге, или чередующиеся точки с кругом – знаки семян.
Знак плодородия – ромб. Небо с облаками – прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождливое, с каплями. Мать сыра земля и зёрна в неё – две линии, а внутри волнообразная линия с точками внутри в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки – ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки.
- Посмотрите на этих барышень : чем они друг на друга похожи?
- А хотите слепить барыню?
Тогда давайте рассмотрим ее. (голова — круглой формы, туловище (сарафан) — конус, руки — крендельком, а потом идут украшения).
-А сейчас я предлагаю вам превратиться в Дымковских мастеров и будем лепить Дымковских барышень.
-Что нам нужно для работы?
Ответы детей.
-А мы с вами сегодня будем лепить из соленого теста. Тесто
у нас волшебное, в руках оно превращается в интересные фигурки.
А теперь внимательно рассмотрим схему лепки Дымковской игрушки (барышни).
Итак, давайте разделим кусок нашего теста на 2 части (пополам). Из одной части сделаем конус, это будет сарафан, а другую половину теста делим на 3 части — из одной делаем голову, из другой — руки, из третьей части делаем украшения
- С чего начнем лепить барышню? (С деления теста).
- Что будем сначала лепить (Сарафан-туловище).
— Молодцы, ребята! Я вижу, что вы готовы лепить Дымковскую барышню.
Физкультминутка
Стояла изба в деревушке,
(Дети пальчиками обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображают ладошками крышу домика).
В ней жили смешные старушки.
("Носики". Держат пальцами концы воображаемого платочка, при этом наклоняют голову набок).
Белье зашивали метелками
(Левая рука сжата в кулак. Правой кистью машут из стороны в сторону).
Полы подметали иголками,
(Двумя руками "шьют" воображаемыми иголками).
Солили волнушки в подушке
("Солят" пальцами обеих рук. Руки кладут под щеку, голову наклоняют набок).
И шли подремать на кадушке.
(Вытягивают руки вперед и соединяют их пальчик с пальчиком).
Им снилась изба вдеревушке,
(Пальцами обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображают ладошками крышу домика).
В ней жили смешные старушки.
("Носики". Держат пальцами концы воображаемого платочка, при этом наклоняют голову набок).
Белье зашивали иголками,
(Левая рука сжата в кулак, в правой держат иголочку, "шьют").
Полы подметали метелками,
(Машут кистями обеих рук влево-вправо).
Солили волнушки в кадушке
( Солят пальчиками: вытягивают руки вперед, соединяя пальцы).
И шли подремать на подушки
(Потягиваются. Руки кладут под щеку, голову наклоняют набок).
3. Практическая часть.
— А сейчас, ребята, приступайте к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. Обратите внимание!
(на плакатах – образцы и приемы лепки). Выбирайте, каких барынь вы хотите слепить.
Самостоятельная работа детей.
4. Итог занятия.
-Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше все нравится? Почему?
Молодцы, все старались создать новые красивые скульптуры. Занятие окончено.
Дымковская барышня
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Наша художественная мастерская закрывается. Вот сколько красивых, веселых игрушек получилось!