Нагаева Ирина Алексеевна
План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Русские народные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
«Русские народные игрушки»
Программное содержание:
Публикация «План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Русские народные игрушки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
Используемый материал: карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.
Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, лукошко, свистульки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как вы думаете, что это такое? (Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек). Да, это карта нашей Родины. Велика Россия наша И талантлив наш народ. О русских мастерах-умельцах На весь мир молва идет. Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.
Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей). Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса». Вот нам бы побывать на ярмарке русских чудес. (Звучит фонограмма – музыка, смех) Эй, народ честной, да удачливый! На нашу ярмарку поворачивай! Что душа не пожелает, Все на ярмарке найдет! Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдет! Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша: Мышку встретили подружки И попрятались друг в дружке, А которая осталась, Больше всех перепугалась. Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка. Показывает матрешку). Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей). Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша. Положим ее в лукошко.
Игровое задание «Скажи пословицу»
Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете. Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде. У работящего в руках дело огнем горит. Дело мастера боится.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. Делу время, потехе час. Труд человека кормит, а лень портит.
Глаза страшатся, а руки делают. От лени-болезни, от труда – здоровье. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Воспитатель: Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную матрешку? Подойдите к карте и посмотрите… Постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (Дети находят). Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской. (Дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке?
Посмотрите, какие игрушки! (Показывает дымковские игрушки и иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек). Игрушки не простые, А волшебно расписные. Белоснежны, как березки, Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. Это, ребята, дымковские игрушки. Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими? Чем их покрывают? Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски,
волнистая линия). Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит». Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры.
Физкультминутка «Дымковский индюк» Вот индюк нарядный, весь такой он ладный, У большого индюка все расписаны бока. Всех нарядом удивил, крылья важно распустил, Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост, Точно солнечный цветок, а высокий гребешок Красной краскою горя, как корона у царя. Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив. Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк. Воспитатель: Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают. (Дети находят силуэт дымковской грушки и прикрепляют еще и цветной силуэт).
Воспитатель: Давайте подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей). Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим. Красота, да и только! Это филимоновская свистулька. Как вы думаете, почему она так называется? Из чего сделана? В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки. Какие игрушки вы здесь видите? (Котик, барышня, птичка)
Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки). Как вы думаете, что означает круг? Что означает треугольник? Что означает росток, елочка? Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы. Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы? (Находят на карте силуэт Филимоновской игрушки и прикрепляют еще цветной силуэт). Здесь у нас еще есть свистульки. Вот эти свистульки называются городецкими (Показывает городецкие свистульки). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки? (Ответы детей). Верно, из дерева. И посуда городецких мастеров деревянная. (Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой посуды). Какими элементами узора они расписаны? (Ответы детей). Городецкие мастера изображали сказочных птиц, чудо-коней и цветы необыкновенной красоты. Краски какого цвета используют городецкие мастера? (Ответы детей). В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.
Где же находится Городец, в котором живут такие замечательные мастера? (Дети находят на карте силуэт городецкой свистульки и прикрепляют еще цветной силуэт).
Вот какие разные у нас свистульки и все очень красивые. Но у каждой свистульки свое звучание. Как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей). Верно, они сделаны из разного материла –филимоновские из глины, а городецкие – деревянные. Ну что ж, замечательная покупка. Давайте аккуратно сложим свистульки в лукошко.
Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».
Проводится игра «Найди игрушки»
Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 – городецкой.
Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (По цветным силуэтам на карте уточняют названия игрушек) Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.