Татьяна Суровцева
Конспект занятия по знакомству с каргопольской игрушкой в старшей группе «Русские народные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления детей о народных игрушках.
Задачи:
- Познакомить детей с народными куклами (соломенная кукла, кукла «Крупеничка», кукла «Берегиня», историей их возникновения.
- Научить детей делать куклу оберег из ткани и ниток.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность.
- Вызвать интерес к старинным игрушкам.
Публикация «Конспект занятия по знакомству с каргопольской игрушкой в старшей группе „Русские народные игрушки“» размещена в разделах
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
- Развивать интерес к народным промыслам, традициям и обычаям;
- Прививать любовь и бережное отношение к народным игрушкам.
- Развивать фантазию и внимание.
Материал: Куклы из соломы, ткани, крупы, нитки, кусочки ткани 20 шт. размер 30 / 30, косыночки для кукол 10 шт., тесемочки 10 шт., юбка для куколки 10 шт. ножницы.
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте дружно поздороваемся. (Дети здороваются с гостями, садятся полукругом на стульчики).
Педагог. Ребята, сегодня на нашем занятии мы познакомимся …. (Стук в дверь) Педагог вносит посылку со старинными игрушками. Достают Записку. Здравствуйте ребята, мы куколки-игрушки. Раньше с нами играли и любили нас.
А теперь про нас забыли.
Мы стоим на полке в пыли.
Помогите нам вернуться
и в игру вновь окунуться.
Педагог: Чем же так огорчены игрушки? Почему с ними не играют?
Ответы детей (поломались, грязные….)
Педагог: Какими игрушками вы любите играть?
Ответы детей (лего, барби, машинки и т. д).
Педагог: Ой, а в нашей посылке, совсем другие игрушки (достает игрушки из коробки кукла-пеленашка….).
Педагог: Да это же куколки, сделанные своими руками. Давным - давно, когда ваши прадедушки и прабабушки были маленькими у них не было таких игрушек как сейчас, игрушки им делали сами родители из различного подручного материала. (Показ кукол). Давайте посмотрим, из каких материалов сделаны куклы. Из чего сделана эта кукла? (дети обследуют кукол)
Правильно. Эта кукла сделана из соломы. Кто знает, что такое солома? (Солома – это сухие стебли растений, на которых нет листьев, зерен или соцветий). Солому сначала собирали, затем варили, чтобы она была мягкая и блестящая. Затем ее скручивали, перевязывали ленточками и украшали. А сейчас соломенные куклы служат для украшения дома, их дарят в качестве сувениров.
А вы знаете, что куклы в старину и по хозяйству помогали. Во многих домах была вот такая кукла. (Показ куклы из крупы.)
Я предлагаю вам потрогать ее и рассмотреть. Как вы думаете, что у этой куклы внутри?
Ответы детей.
Педагог: Эту куклу называли «Каша» или «Крупеничка». Туловище этой куклы шилось в форме мешочка, в который засыпалась крупа, потом пришивались руки, и мастерился сарафан. По тому, насколько полненькая куколка делали вывод о достатке в семье. Если крупеничка была худенькой - значит в семье трудности. Ведь если наступали трудные времена, из куколки брали крупу и варили из нее кашу.
Эта кукла сделана из тряпиц. (показ куклы из тряпиц) Такую куклу называли Берегиня. Считалось, что такая кукла бережет дом, хозяйство, призывает добрых и светлых духов для того чтобы защищать жилище хозяина от тёмных сил. Изготавливалась очень просто, сначала скручивались тряпочки, сгибалась часть тряпицы для головы, формировались руки и затем, украшали сарафаном и платочком на голову. Всеми этими куколками раньше играли, кали их в колыбельке, кормили, пели им песенки. Вы хотели бы себе такую куколку? (ответы детей)
Тогда я предлагаю вам самим сделать куклу - оберег при изготовлении которой вы вложите все свое тепло, добро и свою любовь. Эта кукла всегда будет оберегать вас от бед. Вы согласны (ответы детей). Но сначала мы с вами разомнемся.
Физ. минутка. «Матрешки»
Изготовление куклы с показом презентации.
Педагог: Ребята, какие у вас получились красивые куколки.
- Нравятся вам ваши куколки?
- Будете ли вы с ними играть?
- А как вы будете с ними играть? (укладывать спать, кормить, петь колыбельные)
Варианты ответов детей прописать.
Педагог: Я вам предлагаю поиграть с нашими куклами. Куклу возьмите в левую руку, правой рукой возьмите конец ленточки.
Игра «Карусели».
Продолжаем мы веселье,
Вес бегом на карусели.
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Итог занятия : Ребята, какие вы молодцы. Как вы думаете, помогли мы вернуться куклам в игру? Я вам дарю эту волшебную карусель и мы продолжим играть в группе. Скажем гостям до - свидания! (Уходят).