Галина Александровна Ерофеева
План-конспект занятия для старшей группы «Эксперименты с жидкостями»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия для старшей группы
«Эксперименты с жидкостями»
Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с различными жидкостями (вода, подсолнечное масло, молоко, жидкость для мытья посуды, спирт, йод, зеленка, перекись водорода). Выявить, что с ними происходит при смешивании;
Публикация «План-конспект занятия для старшей группы „Эксперименты с жидкостями“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать восприятие, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки и делать выводы в процессе организации экспериментальной деятельности;
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
-поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня наша группа превращается в настоящую лабораторию. Мы с вами будем проводить эксперименты. А вы станете моими помощниками. Согласны?
В жизни нас окружает множество различных жидкостей. Кто знает, какая жидкость самая важная на Земле? (Ответы детей).
Верно, это вода. Сейчас поговорим о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети. Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день люди умываются, моют посуду, стирают бельё; поливают цветы, чтобы не засохли. Вода нужна рыбам.
Воспитатель. Знаю, что вас интересует вода, поэтому приглашаю вас в мою лабораторию, в которой познакомитесь с её свойствами.
Воспитатель. Скажите, какого цвета вода? (Прозрачная).
А может ли вода менять цвет? Давайте разберёмся.
Опыт 1. «Вода может изменять цвет».
Набираем кисточкой белую краску и опускаем её в первый стаканчик. Что произошло с водой? (Изменила цвет). Стала похожа на молоко. Может, это случайность? Повторим опыт с другими красками, зеленкой, молоком.
Вывод: вода имеет свойство изменять свой цвет.
Воспитатель. Продолжим наше знакомство со свойствами воды.
Воспитатель. Дети, что у меня в руках? (Кубик и шарик).
Воспитатель. Какой формы эти шар? Куб?
А имеет ли форму вода?
Проведём эксперимент и узнаем, какой формы вода?
Опыт 2. «Какой формы вода?»
Возьмите большой стакан с водой и перелейте воду в маленький стаканчик. Какую форму приняла вода?
Перелейте воду из маленького стакана в тарелку. Какую форму приняла вода?
Воспитатель. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Продолжим наши исследования.
Опыт 3. «Вода – растворитель?»
Посмотрите, какие вещества я приготовила. Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? Давайте проверим.
Положите в первый стакан кусок сахара. Размешайте. Что произошло с сахаром?
(Растворился). Добавьте ложку соли во второй стакан. Размешайте. Что произошло? (Растворилась).
Но есть такие продукты, которые не растворятся в воде. Хотите проверить? В третий стакан добавьте ложку земли. Размешайте. Что происходит? (Не растворяется). Добавьте растительное масло. (Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности воды).
Назовите вещества, которые растворились в воде? (Сахар, соль).
А что не растворилось? (Земля, подсолнечное масло). Вывод: Вода может растворять некоторые вещества.
Опыт 4. «Чем пахнет вода».
Три стакана с водой, сахар, соль, раствор валерианы. В воду добавить сахар, соль, раствор валерианы. Есть запах?
Вывод: Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.
Хочу вам предложить слегка размяться.
Физкульт-минутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали (Выпрямится)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте)
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову)
Как пружинки мы присели (Присесть)
И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть)
Опыт 5. «Вода нужна всем».
Наблюдение за срезанными две недели назад веточками дерева, поставленными в воду, они ожили, распустились листочки, дают корни. Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите, мы с вами положили одинаковые семена в два блюдца: пустом и с влажной ватой. Одно из них дало росточек, а другое осталось таким же.
Вывод: Вода даёт жизнь живому.
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?
А сейчас я покажу вам фокус.
Нальем во флакончик немного воды, добавим жидкость для мытья посуды. Закройте и немного потрясите его. Подуйте в колечко. Покажите, что у Вас получилось? (Мыльные пузыри).
Вставайте, ребята, ловите пузыри.
Дети, я вижу у вас очень хорошее настроение. Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: На память о нашей встрече я дарю вам мыльные пузыри.