Светлана Горькавая
План-конспект урока по математике в 4 классе «Диаграммы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока : Диаграммы
Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Диаграмма», со способом построения столбчатых и круговых диаграмм, чтением диаграмм.
Задачи:
- образовательная: знакомиться с понятием «Диаграмма», со способом построения столбчатых и круговых диаграмм, чтением диаграмм
Публикация «План-конспект урока по математике в 4 классе „Диаграммы“» размещена в разделах
- Математика, 4 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- развивающая: развивать навыки самопроверки, самоконтроля, логическое мышление,
- воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивую положительную мотивацию.
Планируемые результаты :
- предметные: познакомиться с понятием «Диаграмма», со способом построения столбчатых и круговых диаграмм, строить и анализировать диаграммы;
- личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, использовать полученные знания в повседневной жизни;
- метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения, работать в паре, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах в работе в группах.
Тип урока : комбинированный урок.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбуки.
Межпредметные связи: математика, информатика
Дидактический материал : карточки с примерами, карточка с ребусом, карточка с условием задачи.
Методы и приё мы обучения: словесные (беседа, объяснение, ответы на вопросы и т. д., наглядные (презентация, ребус, практические (работа по дидактическому материалу, построение, анализ диаграмм, работа на компьютере).
Автор УМК (программы учебного курса) : Моро М. И. Математика. 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 2014.
№ Этап урока Название
используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Мотивация учебной деятельности Проверяет готовность к уроку, нацеливает на плодотворную работу.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтоб задачи без труда решать,
Преобразовывать, считать,
Чертить, смекать и рассуждать.
На партах у вас листы-самооценки. В ходе урока Вам нужно будет оценивать свою работу в данных листах. В листах самооценки прописаны задания, которые вы будите выполнять и критерии баллов: «Я справился» -2 б, «Я частично справился» - 1балл, «Я не справился» - 0 баллов. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.
Слушают учителя, знакомятся с листами самооценки. Личностные: умение организовать свою деятельность.
2. Актуализация знаний:
1) чистописание числа 357;
2) устный счет:
«Найди и исправь ошибку»
3) Разгадай ребус
На доске презентация
Слайд 1
Слайд 2,3
Слайд 4
Создает условия для активизации учебной деятельности учащихся. Демонстрирует презентацию.
-Пропишите число 357.
-Разложите на разрядные слагаемые.
- Проверьте, правильно ли вы сделали запись.
- У Вас на партах лежат листочки с заданиями. Найдите и исправьте ошибки в заданиях.
Проверьте, правильно ли Вы нашли и исправили ошибки.
Организует работу в парах. Контролирует выполнение работы.
- На партах у вас карточка с ребусом. Вместе с товарищем по парте расшифруйте ребус, отгадав, вы узнаете тему урока, кто справится, поднимут руки.
- Верно, это слово – Диаграмма
- Сейчас прошу оценить свою работу. Проявляют готовность к активной учебной деятельности.
Выполняют задания учителя.
Учащиеся решают примеры и уравнение. Находят и исправляют ошибки.
Проверяют ошибки со слайда
Выполняют задания в парах.
Формулируют и аргументируют свое решение.
Работают в листах самооценки Личностные: взаимодействие со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности. Оценивание своей деятельности.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, использование знаково-символических средств Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Регулятивные: контроль правильности ответов одноклассников.
3. Сообщение темы и цели урока Слайд 5 Организует беседу
-Сформулируйте тему нашего урока.
- Подумайте, какая цель нашего урока?
- Скажите, пожалуйста, а кто из Вас слышал слово «диаграмма»?
- Где можно узнать, что обозначает понятие «диаграмма»?
- Давайте найдём в толковых словарях русского языка С. И. Ожегова, которые находятся у Вас на парте. Как Вы будите искать нужное слово?
Диаграмма - это графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.
Сейчас прошу оценить свою работу. Формулируют тему и цель урока.
Отвечают на вопросы
Дети находят нужное слово по алфавиту
Работают в листах самооценки Личностные: учебно-познавательный интерес, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
4. Освоение
нового материала :
а) знакомство с новыми видами диаграмм (работа с учебником);
б) анализ столбчатой диаграммы;
в) построение круговой
диаграммы (действие по алгоритму). Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Существуют разные виды диаграмм, давайте откроем учебники на стр. 16 и прочитаем.
О каких видах диаграмм Вы сейчас узнали?
Столбчатые – их ещё называют гистограмма
Круговые
- На что вы должны обратить внимание, прежде чем начинать строить диаграммы.
- Верно, нужно задать масштаб.
- Прочитайте задачу №81.
«Прочитай диаграмму, показывающую число учащихся в 1-4 классах одной из школ. Начертите в тетради такую таблицу, и запиши в ней полученные результаты». Какой вид диаграммы вы видите на рисунке?
- Какой масштаб дан на рисунке?
- Сколько клеточек изображено в 1 классе? Сколько это человек? (аналогично 2 - 4 класс)
Обратите внимание, что шкалы в столбчатой диаграмме строятся на одной линии.
- Проверьте свои результаты с ответом на слайде и оцените свою работу.
- Сейчас я Вас познакомлю с алгоритмом построения круговой диаграммы.
1. Открываем документ Microsoft Office Word
2. Находим вкладку «Вставка»
3. Выбираем «Диаграмма»
4. Выбираем «Тип диаграммы – круговая»
5. Вносим данные в таблицу
- А теперь попробуем построить круговую диаграмму для нашей задачи, работая в парах. (Работа на ноутбуках)
-Сравним. На какой диаграмме более наглядно показано количество учащихся? (на столбчатой)
- Оцените свою работу
Демонстрирует презентацию. Знакомит с алгоритмом построения диаграммы. Организует работу в парах. Формулирует задание. Слушают учителя, выполняют задания.
Отвечают на вопросы.
Находят необходимую информацию. Анализируют диаграмму. Отвечают на вопросы, чертят таблицу, записывают полученные результаты.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работаю с учебником и тетрадью.
Оценивают свою работу.
Внимательно слушают учителя.
Выполняют задание в парах. Строят круговую диаграмму, пользуясь алгоритмом.
Производят анализ диаграммы и делают вывод.
Оценивают работу в листах самооценки. Коммуникативные: достижение договоренностей и согласование общего решения, управление поведением партнера.
Регулятивные: познавательная инициатива, контроль, коррекция.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, действие по алгоритму.
Личностные: осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни.
5. Физкультминутка. Организует отдых учащихся
Гимнастика для глаз.
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) Выполняют упражнения Личностные: установка на здоровый образ жизни
6. Первичное
закрепление нового материала (Практическая работа с цветными полосками, выполнение задания в группах) Слайд 9 Организует работу в группах, проводит инструктаж.
У Вас находятся 4 разноцветные полоски и белый картон, Ваша задача, построить столбчатую диаграмму к условию такой задачи: «В нашей школе обучается 84 учащегося. В первом классе обучается 15 человек, во втором – 21, в третьем – 25 и в нашем классе 23 человека».
Задание:
Строя диаграмму, используйте желтый цвет – 1 класс, красный- 2 класс, синий – 3 класс, зелёный – 4 класс.
- Что сначала Вы должны будите сделать?
- Затем?
-Отрезали нужную длину, дальше ваши действия?
-Молодцы! Выполняем работу.
- Покажите всем полученный результат. У всех одинаково построены диаграммы, сравните результаты на слайде и
оцените свою работу.
Слушают инструкцию.
Отвечают на вопросы. Применяют знания, полученные на уроке.
Отвечают на вопросы
Строят столбчатую диаграмму.
Сравнивают с диаграммами других групп.
Оценивают работу в листах самооценки. Регулятивные: контроль, коррекция, волевая саморегуляция.
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом материале.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
7. Самостоятельное использование полученных знаний. Слайд 10 Организует самостоятельную работу
Самостоятельная индивидуальная работа
У каждого на столе лежит карточка с заданием, прочитайте глазками.
Постройте диаграмму, задав масштаб.
«В выполнении домашней работы, вы на задания по литературному чтению занимаете 30 минут, по математике – 20 минут, а по русскому 25 минут»
Вопросы:
- Какой вид диаграммы вы построили?
- На какое из заданий (по диаграмме) тратится самое маленькое время?
- А самое большое время? Поменяйтесь своей работой с товарищем по парте и проверьте его работу.
- Я тоже составила к этой задаче диаграмму. Правильно ли я составила?
- У кого такая же диаграмма?
Сравните результаты и оцените работу соседа по парте.
Дети читают задание и строят диаграмму.
Анализируют столбчатую диаграмму.
Осуществляют взаимопроверку.
Сверяют работу товарища со слайда.
Оценивают работу в листах самооценки. Регулятивные: осуществление самоконтроль по результатам и по способу действия, самостоятельная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, сравнение
8. Подведение итогов. Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Достигли ли мы поставленной цели? Подведём итоги листов самооценок. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось).
Выслушивают оценку учителя. Анализируют итоги своей работы. Коммуникативные:
построение монологического высказывания, формулирование собственного мнения и позиции.
Познавательные: обнаружение проблемы, формулирование ее нахождение способов решения проблем поискового и творческого характера.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: стремление к самосовершенствованию.
9. Домашнее задание. Слайд 11 Дает домашнее задание и рекомендации по выполнению. Стр. 17 № 83 или составить задачу и построить столбчатую диаграмму, используя данные профессии одного из родителей. Выбирают одно из заданий и записывают в дневник.
10. Рефлексия. Слайд 12 На этом уроке :
- я узнал…
- я могу применить…
- мне не понятно…
- я поделюсь информацией с … Продолжают фразу Личностные УУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.
Приложение
Найди и исправь ошибку.
_ 425 _ 918 3 + 517 *326 810 * Х = 810
179 9 36 296 3 Х = 0
354 _ 18 803 968
18
0
Расшифруйте ребус
,
___
Постройте диаграмму, задав масштаб.
«В выполнении домашней работы, вы на задания по литературному чтению занимаете 30 минут, по математике – 20 минут, а по русскому 25 минут»
___
Рефлексия
На этом уроке :
- я узнал…
- я могу применить…
- мне не понятно…
- я поделюсь информацией с …
Лист самооценки
Этапы урока Я справился сам
(+) – 2б. Я частично справился (-) – 1б. Я не справился
(V) – 0б
«Разрядные слагаемые»
«Найди и исправь ошибку»
«Расшифруй ребус»
Формулировка темы и цель урока
Поиск нужной информации в словаре
Решение задачи №81
Построение круговой диаграммы
Практическая работа
Самостоятельная работа
Итого
Оценивание
18-15б – «5»
14-12б – «4»
11-9б – «3»
8б и менее – «2»