чумаченко анна александровна
НОД «Путешествие в прошлое русской деревни»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Путешествие в прошлое русской деревни»
Цель: дать детям общее представление о Поволжье.
Задачи:
расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, познакомить с русскими обычаями и традициями, с народным творчеством русского народа
развивать у детей наблюдательность, внимательность, фантазию
воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям своего народа.
Публикация «НОД „Путешествие в прошлое русской деревни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Словарная работа: пароход, косоворотка, кушак, повечерим, многонациональное Поволжье, «Великая Русь».
Материал к занятию: Презентация к занятию; русский народный костюм; аудиозапись с песнями о Волге; прялка, каравай, дрова, балалайка, лавочка- для сценки, игра «Укрась платок»;.
Предварительная работа: чтение легенд, былин, сказок русского народа, рассматривание одежды, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Волге, городов стоящих на Волге и деревень, слушание народной русской музыки, посещение «Русской избы», беседа о быте, обычаях, рассматривание предметов быта.
Интеграция образовательных областей:
Социализация - воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа, умение общаться со сверстниками, договариваться о распределении работы.
Художественно-эстетическое развитие – продолжать знакомить детей с песнями о родине, народными музыкальными инструментами, с народно-прикладным искусством.
Речевое развитие – введение в активный словарь детей новых слов. Знакомство детей с загадками, частушками, поговорками народов Поволжья.
Ход занятия:
Дети зашли в зал (здороваются, звучит мелодия «Из далека долго, течёт река Волга»)
В: Ребята вы обратили внимание сколько у нас гостей. Молодцы поприветствовали. А сейчас я попрошу вас внимательно послушать, Лера прочтёт стихотворение. Вы внимательно его послушайте и подумайте о чём оно.
Родина.
Что мы родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
В: Ребята, скажите мне про что это стихотворение?
(О Родине, о России)
В: Как вы уже догадались разговор наш пойдёт о Родине, о России.
Обратите внимание, что изображено на экране?
(Карта нашей страны России)
В: Посмотрите внимательно какая наша страна большая, вот проходят её границы. Россия самая большая страна в мире. Каких только богатств нет на её территории: леса- обозначают зелёным цветом; озёра, моря, океаны- синим; горы- коричнево-жёлтым.
А вот скажите мне ребята пожалуйста, что на карте обозначают синие полоски? Смотрите сколько их много.
(Реки)
В: (загадывание загадки)
Самая большая российская река.
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут её все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями…
Речку ту узнали вы?
(Река Волга)
В: Правильно- это река Волга! Волга матушка!
Тонким ручейком начинает Волга свой путь и достигая конца пути становится могучей рекой и впадает в Каспийское море. И если плыть на теплоходе, то путешествие может продлиться несколько дней. Мы сейчас с вами находимся у причала, желаете отправиться в путешествие по Волге?
(Да желаем)
В: Здравствуйте капитан. Скажите как называется ваш теплоход.
Капитан: Здравствуйте. Теплоход называется «Великая Русь»
В: Ребята, как удачно название теплохода соответствует нашей теме.
Капитан: Проходите на палубу теплохода и занимайте свои места. Мы отправляемся в путь.
(Раздаётся гудок, звучит музыка)
В: Ребята, как вы думаете почему на Волге живут разные народы?
(потому что Волга протекает на очень большой территории)
В: Как называют территорию которая расположена вдоль Волги?
(Поволжье)
Ребёнок читает стихотворение «Поволжье»
Обочины, дороги в васильках,
а справа, слева протянулись нива,
здесь ширина полей и Родины размах,
здесь сердце и душа моей России!
Огромные просторы, неба даль,
Прекрасные сады до горизонта,
Здесь Волга –мать- история страны,
Прекрасная земля, большое солнце!
В: Как называется народ живущий на Волге?
(Волжане)
В: В Поволжье проживает много людей разных национальностей. Можно сказать Поволжье многонациональное. Народы каких национальностей проживают в Поволжье?
(мордва, татары, украинцы, казаки, казахи, чуваши)
В: Да ребята, все они разных национальностей, у всех у них своя культура и обычаи, но все они живут дружно помогая друг другу. Но сегодня мы с вами поговорим о народе которого больше всего проживает на волге, как вы думаете о ком пойдёт речь?
(о русском народе)
Ребята назовите города мимо которых проплывает наш теплоход?
Дети: Ярославль, Нижний-Новгород, Самара, Волгоград, Астрахань.
Как вы их узнали.
У нас на пути будут встречаться как города так и деревни.
В: Мы с вами городские люди и очень редко бываем в деревне. Города и деревни в наше время более современные, а какие они были много лет назад? Давайте сейчас с вами закроем глаза и перенесёмся в прошлое русской деревни.
(звучит волшебная мелодия)
Открываем глаза и наш теплоход причалил к русской деревне, которая стоит на берегу Волги.
Капитан: Пассажиры сходим на берег.
(звучит Р. Н. музыка)
Чтение стихотворения: Русь деревянная- края дорогие;
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Сценка «Русская изба»
В русской избе на лавочке сидит девочка Маша, прядёт пряжу. Рядом мальчик Ваня- кладёт дрова в печь.
Маша: Ванюша, ты печь растопил?
Ваня: Растопил. (частушка)
Маша: Ну а я каравай испеку. (Делает вид) Быстро я управлюсь.
Ваня: -Машенька, пошли за околицу, повечерим. «Сделал дело, гуляй смело»
(Выходят за ворота)
В: На Руси гостей встречали хлебом и солью, да в красный угол сажали.
Маша: Дорогих гостей встречаем,
Круглым, пышным караваем.
Ваня: Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
Воспитатель с детьми принимает каравай, благодарят с поклоном.
В: Посмотрите, ребята, какой красивый наряд у Маши. Из чего он состоит?
(сарафан, рубашка, кокошник)
А у Вани? (косоворотка, штаны, кушак, фуражка)
А как называется этот костюм? (Русский народный)
Правильно.
Вы знаете ребята, что РНК выглядел не только вот так (В-ль показывает на детей), они были очень разнообразны. В зависимости от времёни года, от место проживания. показывали достаток в семье…
Я вам предлагаю пройти в музей «РНК»
В: женщины в костюмах особое внимание уделяли платкам, по платку можно было определить достаток семьи и место где он был произведён. И я вам предлагаю, украсить красивыми нарядными узорами русские народные платки. Для этого нам нужно разделиться на три группы, давайте рассчитаемся на 1-й, 2-й, 3-й. Первая команда украшает жёлтый платок, вторая синий, а третья розовый.
Русский народ очень любит праздники. Назовите какие вы знаете русские народные праздники?
(Новый год, Рождество, Крещение, масленица, Пасха)
В: На Руси к этим праздникам готовились заранее. Кто знает и нам расскажет?
(Устраивались пышные ярмарки, готовили вкусные яства, народ покупали подарки, а так же ткани для шитья праздничных нарядов)
В: Ребята, а какой же русский народный праздник без хоровода. Предлагаю поплясать!
(Хоровод)
В: Ну вот наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в наше время.
Капитан: Прошу пройти всех на палубу теплохода.
(гудок теплохода, звучит песня «Из далека долго течёт река Волга»)
Воспитатель подводит итог занятия.
В: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вы узнали нового? Что понравилось больше всего?
(ответы детей)