Васильев Павел Владимирович
Конспект комплексного занятия по ИЗО-деятельности с использованием приемов ТРИЗ на тему «Защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить представление об образе могучего человека-богатыря,защитника Земли Русской.
2. Познакомиться с жанром «Былина». Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, музыке, литературе.
Воспитательные:
1. Пробудить у детей интерес к родному фольклору.
2. Воспитывать любовь к Родине.
Развивающие:
Публикация «Конспект комплексного занятия по ИЗО-деятельности с использованием приемов ТРИЗ на тему „Защитники земли русской“» размещена в разделах
- День защитника. ИЗО, поделки для пап к 23 февраля
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
1. Развивать цветоощущение, фантазию, творческое воображение в применении ранее усвоенных способов рисования.
2. Научить детей представлять прошлое и умение мыслить образами и логически.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Чтение сказок и былин:
Соловей-Разбойник
Змей-Горыныч
Алеша Попович и Тугарин Змей
Никита Кожемяка
Финист - Ясный сокол
Прослушивание аудиозаписей былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
На занятиях по ИЗО познакомить со схемами рисования пропорций человека.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ
Картина В. Васнецова «Богатыри». Иллюстрация с изображением богатырей, макеты лука и стрел, щита, меча. Аудиозапись фрагмента «Богатырской симфонии» Бородина. Бумага для рисования, гуашь, кисточки разной толщины, баночки с водой и стаканчики для кистей, палитра, салфетки для вытирания кисточек, мольберты
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети рассажены на стульчиках полукругом.
Ребята, какой праздник недавно отмечала вся страна? (День Победы)
Кого в этот день поздравляют? (Ветеранов войны, людей защищавших нашу Родину)
А кто сейчас защищает нашу Родину (Солдаты)
Какая военная техника и какое оружие есть у солдат, чтобы защищать нашу Родину? (Танки, самолёты, корабли, ракеты, пушки, автоматы, пистолеты)
Вносится в группу лук со стрелами, щит и меч.
Ребята, что у меня в руках? (перечисляют)
Давайте представим, что эти предметы могут разговаривать, как в сказке. Что эти предметы могли бы нам рассказать? Кому могли принадлежать эти вещи? Кому они служили? Для чего они были нужны?
Да, эти вещи принадлежали богатырям. А какие они? (смелые, храбрые, ловкие, сильные)
Эти вещи принадлежали богатырям, которые в древние времена защищали нашу землю. А земля наша раньше называлась Русью. На неё часто нападали враги и грабили народ, уводили людей в полон, разоряли и сжигали земли, города и деревни.
В сказках-былинах образ врага изображался в виде Кащея Бессмертного, Змея Горыныча, Соловья Разбойника, Тугарина Змея. И бились с ними русские богатыри не на жизнь, а на смерть, не жалея живота своего и не ведая пощады врагу.
Послушайте, как об этом говорилось в былинах:
«А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагу по нашей земле,
Не топтать им конями нашу землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шолохнется!»
- Да, богатыри были сильными и храбрыми, как вы сказали, ребята – смелыми. У них было и оружие: лук, меч, стрелы, булавы, палицы и добрые кони. Но, ребята, чтобы побеждать врага нужно еще очень любить Родину, землю Русскую.
- Давайте представим себя богатырями и сделаем разминку, чтобы быть такими же как они – сильными и ловкими.
Физкультминутка:
Дружно встали: раз, два, три!
Мы теперь – Богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставьте ноги
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево-вправо:
Получается на славу!
- А теперь посмотрите, как изобразил богатырей художник В. Васнецов. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины «Богатыри» : на могучих конях сидят богатыри. В центре Илья Муромец, всматривается из-под ладони вдаль: «Не видно ли врага? Не горят ли пожаром сёла?» Слева, на белом коне Добрыня Никитич вынимает меч из ножен чтобы успеть сразить врага. Справа, на рыжем коне сидит Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. На боку у Алёши Поповича колчан. Он склонил голову на плечо, как бы прислушивается – не слышно ли топота вражеской конницы?
Могли ли такие богатыри защитить землю Русскую? (дети отвечают)
- А теперь, ребята, послушайте как в музыке композитор Бородин отобразил богатырскую тему. Во время прослушивания музыкального отрывка представьте себе своего богатыря.
После прослушивания отрывка дети садятся за мольберты. В процессе работы детям предлагается вносить в рисунок дополнения, обогащающие содержание рисунка.
Когда рисунки будут готовы, дети рассказывают про своего героя.
Впоследствии, рассказы и рисунки детей можно объединить в книгу «Защитники земли Русской».