Руппель Людмила
Конспект урока по литературе в 6 классе «К. Симонов «Сын артиллериста»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по литературе в 6 классе
Учитель: Руппель Людмида Александровна. МКОУ СОШ с Кривая Лука.
Тема урока : Война в стихотворении К. М. Симонова "Сын артиллериста"
Цели и задачи урока :
• знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;
• развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;
Публикация «Конспект урока по литературе в 6 классе „К, Симонов „Сын артиллериста“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;
• развивать навыки самостоятельного анализа произведения;
• воспитывать высокое чувство патриотизма у молодого поколения.
• - воспитывать и развивать интерес к чтению;
Оборудование:
• портрет писателя К. М. Симонова, запись песни А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война";
• запись отрывка из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении К. Симонова;
• цветные иллюстрации о войне
• учебник литературы
.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя. (Подготовка учащихся к восприятию текста стихотворения).
Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война".
1). Беседа.
-Какие чувства и мысли рождает у вас эта музыка?
(тревоги, грусти, торжественности; призыв к защите Родины и т. д.)
-Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой?
(74 – годовщине Победы в ВОв над фашистской Германией).
-Что вы знаете об этой войне?
-Кто с кем воевал?
-Какая это была война для нашего народа? (освободительная)
-За что воевали?
-Кто победил в этой войне?
-Что несёт с собою война? (Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т. д.).
-Какие книги, стихотворения о ВОв, о героях (взрослых и детях) вы читали?
-Кто из ваших родственников были участники войны?
-Какие награды (ордена, медали) сохранились в вашей семье?
III. Работа над стихотворение К. М. Симонова «Сын артиллериста».
Учитель: Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.
"Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран".
Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш современник.
Ученик: К. М. Симонов очень много работал и в последние годы своей жизни. Писал стихи, пьесы, романы. И главной темой его творчества, как и прежде, была война. И это не случайно.
Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.
За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.
Учитель: В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста".
Чтение учителем наизусть стихотворения "Сын артиллериста".
-Пауза. Анализ стихотворения в единстве содержания и формы.
-Какое настроение создало стихотворение?
-Какое впечатление оно произвело на вас?
-Какой эпизод больше всего запомнился?
-Какие строки особенно понравились вам? Выразительно прочитайте их.
-Какова тема этого стихотворения?
-Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".
("Громом загрохотала Над Родиною война").
-Как звучит голос автора (мягко, ласково, сурово?
-Какой приём использует автор? (Сравнение "Громом загрохотала).
-Какое художественно- выразительное средство придаёт стихотворению звуковую и интонационную выразительность? (Аллитерация, повторение звука "р").
-Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).
-Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.
- Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?
(Сорванец, малец - т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).
-Выделите глаголы, характеризующие Лёньку в детстве.
-Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка и с какой целью майор её произносит? (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.
-На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).
-Что обусловило их следующую встречу? (Война). Как произошла эта встреча?
-Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).
"Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью". И вдруг "Вошёл…. Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).
-Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).
-Какова реакция Лё ньки на слова майора : "Жаль, до такого счастья отцу не пришлось дожить". О чём говорит такая реакция?
-Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).
-Почему лейтенант Петров должен был отправится в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка. "Шёл в скалах тяжёлый бой").
-Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?
(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек).
-А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).
-Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его. Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).
-Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобра-зительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение. "Всю ночь, шагая как маятник.)
-А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).
-Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).
-Какие художественно-изобразительнее средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение).
И наконец, самая страшная команда. Какая? Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).
-Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).
-Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).
-А страшно ли было Лёньке? (Да). Подтвердите словами текста.
-Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.
Учитель. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении автора К. Симонова (в записи).
- О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг. "Это многих славный путь". Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).
- Какую роль играет эпиграф? (Он раскрывает основную мысль стихотворения)
- Ребята, прочитайте пословицы.
1. Друг за друга стой и выиграешь бой.
2. За родной край и жизнь отдай.
3. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
- О чем эти пословицы? (О Родине, о героизме, о патриотизме).
- Какие еще пословицы на эти темы вы знаете?
- Подходят эти пословицы к стихотворению «Сын артиллериста»?
- Запишите одну из пословиц себе в тетрадь.
III.Итог урока.
1. Какова главная тема стихотворения К М Симонова "Сын артиллерист"? ("Война").
- Так что же такое - война? (Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких:) Какая главная идея этого стихотворения? (Защита Родины).
-Какой подвиг совершил Лёнька? А Деев?
2. Комментирование и выставление отметок.
3. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок (по выбору учащихся).