Папки-передвижки

План-конспект тренинга для педагогов ДОУ «Осваиваем технику «Я-сообщение» в работе с дошкольниками»

Браганец Светлана
План-конспект тренинга для педагогов ДОУ «Осваиваем технику «Я-сообщение» в работе с дошкольниками»

ПРИВЕТСТВИЕ, ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО, ОБСУЖДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ «Я-СООБЩЕНИЕ», РАЗБОР ФОРМУЛЫ.

(данный лист раздать каждому в руки в качестве подсказки на протяжении всего тренинга)

Есть простая формула «Я-сообщения»:

Описание ситуации + «Я» - чувство + Свои причины + Пожелание

Описание ситуации:

Как можно спокойнее описать проблемную ситуацию. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас. Подчеркиваю, именно факта!

(«Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…», «В случае если…»).

Я-чувство:

Публикация «План-конспект тренинга для педагогов ДОУ „Осваиваем технику „Я-сообщение“ в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Далее нужно описать свое состояние и эмоциональное отношение к данной ситуации.

(«Я чувствую.», «Я огорчаюсь.», «Я теряюсь.»).

Свои причины:

После этого нужно объяснить причины этого такого отношения. Нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т. д.

(«Я считаю, что (дом должен быть чистым)», «Мне бы хотелось. (чтоб в группе была дружная атмосфера»).

(Этот пункт может и отсутствовать).

Пожелание:

В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Представить один или несколько вариантов изменения ситуации и поведения

Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя»

(«Может быть, тебе необходимо сделать следующее…», «Возможно намного эффективнее будет, если ты…»).

Шаблоны:

«Когда я вижу, что…» + «Я чувствую…» + «Мне бы хотелось…»

«Когда это происходит…» + «Я огорчаюсь…» + «Возможно, тебе стоит…»

«Когда я понимаю, что…» + «Я не знаю, как реагировать…» + «В следующий раз постарайся сделать так…»

Обсуждение 2: разбор типичных ошибок:

1. Ложные ты-сообщения. Нужно остерегаться предложений, которые начинаются с местоимения первого лица, а заканчиваются упреком или обвинением. Это все равно Ты-сообщения.

Например: Мне не нравится, когда ты так плохо себя ведешь!» МЕНЯ раздражает, что ТЫ такой неаккуратный! - МЕНЯ злит ТВОЕ опоздание!

2. Скрытый упрек. Если в тексте я-сообщения содержится скрытый упрек, вас не услышат и не поймут. Например, «Я все делаю одна, с ног валюсь, а вам хоть бы что!»

3. Неискренние я-сообщения. «Я расстроюсь, если ты не ляжешь сейчас спать» - налицо манипуляция, вместо положительного я-сообщения.

Необходимо не просто излагать свои чувства и ставить условия, нужно искренне сообщать собеседнику о своих истинных переживаниях.

4. Полный отказ от ты-сообщений. Это не верно, потому что позитивные ты-сообщения использовать необходимо: «Ты мне очень помог», «Ты сам лег вовремя спать, ты такой молодец!» и т. п.

1 упражнение «Подбери ответ»

Давайте потренируемся на готовых фразах, для этого нужны 2 команды, и 2 стола.

Задача: подобрать правильный ответ. В таблице – неправильные фразы, в списке – аналоги данных фраз в стиле «я - сообщение». Задача команд – установить соответствие

(таблицы необходимо распечатать(1 на команду, аналоги фраз – тоже распечатать и нарезать на записки - количество наборов записок по количеству команд).

Список фраз в стиле «я - сообщение»

• «Мультик мешает мне работать»

• «Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда»

• «Я беспокоюсь за твое здоровье».

• «Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе. Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку»

• «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».

• «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».

• «Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и МНЕ стыдно от взглядов соседей».

• «МНЕ трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и Я всё время спотыкаюсь».

• «МЕНЯ очень утомляет громкая музыка».

• «Когда уже поздно, а мы еще не спим, я огорчаюсь, потому что утром ты будешь сонной и тебя сложно будет разбудить, мне бы очень хотелось, чтобы ты поскорее заснула».

• «Когда обои ободраны, я злюсь, потому что у меня нет других обоев и стена становится некрасивой, пожалуйста, не отдирай обои, давай приклеим их обратно».

• «Когда я вижу, что меня не слушают, мне неприятно, ведь я говорю серьезные вещи. Пожалуйста будь внимателен к тому, что я говорю».

• «Мне сложно говорить, когда кто-то еще говорит вместе со мной. Мне обидно».

• «Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю».

• «Когда со мной некорректно разговаривают, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимым».

• «Меня обижает такое поведение. Я знаю, ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

• «Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его мне. Возможно, если внимательно послушать меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов».

Таблица «не правильных» фраз

1 Выключи мультик, сколько можно говорить!

2 Убери за собой со стола!

3 Оденься теплее!

4 Ты опять не убрал за собой посуду?

5 Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку

6 Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».

7 «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»

8. Ну что у ТЕБЯ за вид?

9. Перестань тут ползать, ТЫ мне мешаешь!

10. ТЫ не мог бы потише?

11 Ты должна идти спать, потому что уже поздно.

12 «Нельзя отдирать обои»!

13 Ты никогда меня не слушаешь!

14 Ты все время меня перебиваешь!

15 «Ты никогда меня не слушаешь!»

16 «Вечно ты дерзишь!»

17 «Ты всегда ужасно себя ведешь!»

18 «Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?»

Правильные ответы (видит только ведущий)

1 "Выключи мультик, сколько можно говорить!"

(Мультик мешает мне работать)

2 "Убери за собой со стола!"

(Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда)

3 "Оденься теплее!"

(Я беспокоюсь за твое здоровье)

4 «Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку».

(Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе. Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку)

6. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».

(Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу).

7. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?

(Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера).

8. "Ну что у ТЕБЯ за вид?"

(Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и МНЕ стыдно от взглядов соседей).

9. "Перестань тут ползать, ТЫ мне мешаешь"

(МНЕ трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и Я всё время спотыкаюсь).

10. "ТЫ не мог бы потише?"

(МЕНЯ очень утомляет громкая музыка).

11. "Ты должна идти спать, потому что уже поздно!"

(Когда уже поздно, а мы еще не спим, я огорчаюсь, потому что утром ты будешь сонной и тебя сложно будет разбудить, мне бы очень хотелось, чтобы ты поскорее заснула).

12. «Нельзя отдирать обои»!

(Когда обои ободраны, я злюсь, потому что у меня нет других обоев и стена становится некрасивой, пожалуйста, не отдирай обои, давай приклеим их обратно).

13."Ты никогда меня не слушаешь! "

(Когда я вижу, что меня не слушают, мне неприятно, ведь я говорю серьезные вещи. Пожалуйста будь внимателен к тому, что я говорю).

14 ."Ты все время меня перебиваешь!"

(Мне сложно говорить, когда кто-то еще говорит вместе со мной. Мне обидно).

15. «Ты никогда меня не слушаешь!»

(Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю).

16. «Вечно ты дерзишь!»

(Когда со мной некорректно разговаривают, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимым).

17. «Ты всегда ужасно себя ведешь!»

(Меня обижает такое поведение. Я знаю, ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан).

18. «Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?»

(Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его мне. Возможно, если внимательно послушать меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов).

2 упражнение.

Перефразировать +составить ответ в ситуации. Работа с формулой.

Описание: 2 команды, 2 стола. У каждой есть фразы и формулы (первый лист). Дается 5-7 минут на выполнение задания за столами.

Задача: перефразировать «не правильные» фразы, создать свои ответы в ситуациях, используя формулу.

Итог: Затем сравнение ответов команд: ведущий зачитывает фразу, команды озвучивают свой вариант по очереди.

К первым трем ситуациям уже есть ответ, при распечатке данного текста для команд – их стоит удалить, так как это подсказка для ведущего.

Материалы: формула на каждого. Лист 1с фразами на команду.

• Ты /(имя, ужасно себя вел на прогулке!

• Ты всегда ужасно себя ведешь!

• Ты всегда разбрасываешь свои игрушки!

• Ты уже достаточно взрослый, а я не буду постоянно убирать за тобой.

• Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:….

1. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.

• Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:

2. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

• Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова:

3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

• Ситуация4 : Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.

• Ситуация 5 : Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

• Ситуация6: Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.

• Ситуация 7:Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.

Публикации по теме:

Арт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольникамиАрт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольниками В современное время в арсенале психолога, который работает с детьми дошкольного возраста, должны быть различные средства для работы. Одним.

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться»Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться» Форма организации: групповая (15 педагогов, круглый стол. Цель: оптимизация общеколлективной деятельности педагогов по решению конфликтных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект тренинга для педагогов ДОУ «Осваиваем технику «Я-сообщение» в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 13:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД