Дарья Харабарова
План-конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником компенсирующей группы для детей с РДА
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект совместной деятельности
учителя – логопеда Харабаровой Д. С.
с воспитанником компенсирующей группы для детей с РДА
Витей Н. (7 лет, 3 год обучения)
на тему «На поляне дом стоит…»
Цель: активизировать словарь по теме «Дом»
Публикация «План-конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником компенсирующей группы для детей с РДА» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативная» «Познавательно - речевая», «Физическая».
Образовательная область Задачи
Социально - коммуникативная Воспитание у ребёнка эмоциональной отзывчивости и желание идти на контакт.
Формирование умения взаимодействовать со взрослым.
Развитие навыков произвольного поведения, умение действовать по инструкции взрослого.
Развитие умения действовать по образцу
Познавательно - речевая Введение в активный и пассивный словарь понятия «дом», «части дома» (крыша, труба, окно, дверь). Упражнение в употреблении Р. П ед. ч имён существительных.
Обогащение пассивного словаря и активизация активного словаря антонимами имён прилагательных «высокий – низкий».
Упражнение в употреблении простых предлогов (в, из, на).
Развитие направленной воздушной струи.
Упражнение в составлении предложений с опорой на схему.
Развитие слухового восприятия.
Физическая Развитие умения сочетать речь с движениями.
Развитие двигательной активности.
Материалы и оборудование:
Предметная картинка с изображением дома, предметная картинка со схематическим изображением контура дома с подвижными частями (крыша, труба, окно, дверь, набор пластмассовых кубиков, объёмный пластмассовый дом, игрушка – кошка, цветы из бумаги, карточки со схематическим изображением для составления предложений, фотографии детей, посещающих данную группу, колокольчик, ширма – домик.
Логика проведения совместной деятельности
Деятельность педагога Деятельность ребёнка Ожидаемый результат
I. Вводная часть
1. Игровое упражнение «Знакомство с домом».
Педагог приглашает ребёнка пройти к столу и сесть.
Педагог кладёт перед ребёнком на стол предметную картинку
с изображением дома.
П: «Витя, это дом». Показывает на домик.
П: «Покажи, где дом»
П: «Скажи, это что?»
Ребё нок выполняет инструкцию:
- садится за стол;
- рассматривает картинку.
Ребёнок показывает на дом, произносит слово «дом»
Формирование понимания словесной инструкции взрослого
II. Основная часть
2. Игровое упражнение
«Покажи, назови…»
2.1.
П: «Витя, это что?»
Педагог называет часть дома (крышу)
П: «Это крыша»
П: «Покажи, где крыша»
Педагог предлагает показать крышу путём обведения указательным жестом контура крыши.
2.2.
П: «Что это?»
(педагог показывает на крышу, трубу, окно, дверь)
Ребёнок обводит указательным жестом крышу
Ребёнок называет часть дома – «крыша», «труба», «окно», «дверь».
Сформировано умение выделять части дома по словесной инструкции.
Сформировано умение называть заданные педагогом части дома.
3. Игровое упражнение
«Чего не стало?»
3.1.
Педагог кладёт перед ребёнком предметную картинку «дом» с подвижными частями дома (труба, крыша, окно, дверь)
П: «Это крыша» (убирает крышу). «Дом без чего?»
П: «Это труба» (убирает трубу)
«Дом без чего?»
П: «Это дверь» (убирает дверь). «Дом без чего?»
П: «Это окно» (убирает окно). «Дом без чего?»
3.2.
Педагог предлагает разложить части дома на свои места.
П: «Разложи части дома на свои места»
Ребёнок отвечает «без крыши»
Ребёнок отвечает «без трубы»
Ребёнок отвечает
«без двери»
Ребёнок отвечает
«без окна»
Ребёнок с опорой на образец расставляет части дома на свои места
Формирование умения образовывать Р. П. имён существительных ед. ч.
Сформировано умение выкладывать части дома с опорой на образец.
4. Игровое упражнение
«Высокий – низкий»
4.1.
П: «Я построю высокий дом»
Педагог из трёх кубиков на столе выстраивает колонну. (Педагог проводит рукой сверху вниз, показывая какой по высоте дом).
Затем педагог кладёт на стол один кубик
П: «Это низкий дом»
П: «Покажи высокий дом. Покажи низкий дом».
4.2.
П: «Это какой дом?» (педагог показывает на высокий дом)
П: «Это какой дом?» (показывает на низкий дом).
Ребёнок выполняет инструкцию педагога – показывает высокий, низкий дома.
Ребёнок определяет и называет дома по высоте, показывая высоту дома движениями рук
Пополнен пассивный и активный словарь именами прилагательными «высокий – низкий»
5. Игровое упражнение
«Построй дом»
Педагог предлагает ребёнку самостоятельно построить из кубиков дома разные по высоте.
П: «Построй высокий дом»
П: «Построй низкий дом»
Ребёнок из кубиков строит высокий, низкий дома с опорой на образец.
Сформировано умение самостоятельно, с опорой на образец строить дома разные по высоте.
6. Игровое упражнение
«Найди дом»
Педагог приглашает ребёнка пройти к стене с нарисованными домами.
П: «Это какой дом?» (показывает на высокий дом)
П: «Давай потянемся наверх, вот какой высокий» (педагог поднимает руки наверх).
П: «Это какой дом?» (показывает на низкий дом)
П: «Давай сядем, вот какой низкий» (педагог садится).
Ребёнок подходит к стене с нарисованными домами, определяет и называет заданный педагогом дом по высоте (высокий – низкий).
Поднимает руки наверх, имитируя высоту дома.
Садится на колени, когда называет низкий дом
Сформировано умение выделять по словесной инструкции заданную высоту дома, использовать в активной речи имена прилагательные «высокий – низкий»
7. Игровое упражнение
«Где кошка?»
Педагог приглашает ребёнка сесть за стол.
7.1.
Ставит на стол объёмный дом.
П: «В домике сидит кошка. Она вышла из дома. Кошка села на дом» (педагог выполняет соответствующие действия).
Педагог предлагает ребёнку выполнить действия на понимание предлогов.
П: «Уведи кошку в домик. Выведи кошку из дома. Посади кошку на крышу»
7.2.
Педагог выполняет действия, задаёт вопрос
П: Где кошка? (уводит, сажает кошку в дом, выводит из дома, сажает на крышу).
Ребёнок выполняет действия, заданные педагогом:
- заводит кошку в дом;
- выводит кошку из дома;
- сажает кошку на крышу.
Ребёнок отвечает на вопросы, правильно используя простые предлоги (в, из, на).
Сформировано умение понимать простые предлоги (в, из, на).
Сформировано умение использовать в активной речи простые предлоги (в, из, на)
8. Игровое упражнение
«Цветочки»
Педагог кладёт цветы перед домиком.
П: «Около дома растут цветы. Понюхай»
Ребёнок делает глубокий вдох, на выдохе произносит «ах»
Сформировано умение делать глубокий вдох, на выдохе произносить «ах»
9. Игровое упражнение
«Составь предложение»
Педагог кладёт фотографию с его изображением.
П: «Это Витя» (показывает на фотографию)
Педагог кладёт карточку с изображением движущегося человечка.
П: «Витя идёт».
Педагог кладёт карточку с изображением дома.
П: «Витя идёт домой».
П: Повтори предложение
Педагог заменяет фотографию Вити, на фотографию ребёнка, знакомого Вите.
Проводится аналогичная работа по построению предложений.
Ребёнок повторяет предложение, составленное педагогом.
Ребёнок называет детей, изображённых на фотографиях, составляет предложения, указательным жестом показывает на соответствующую карточку.
Сформировано умение составлять простые предложения.
10. Пальчиковая игра
«Замок»
Педагог предлагает ребёнку подойти к домику – ширме.
П: «Дом закрыт. Давай откроем».
Педагог предлагает сцепить руки в замок на слова: «На двери висит замок»
Педагог предлагает поднять плечи наверх – опустить вниз на слова: «Кто его открыть бы мог?»
Педагог предлагает руки, сцепленные в замок вытянуть вправо – влево на слова: «Потянули»
Педагог предлагает руки, сцепленные в замок покрутить перед собой на слова: «Покружили»
Педагог предлагает постучать ладошками на слова: «Постучали» и развести ладошки в стороны на слова: «И открыли»
Ребё нок выполняет движения:
- сцепляет руки перед собой в замок;
- поднимает, опускает плечи;
- вытягивает руки вправо – влево;
- выполняет круговые движения сцепленными руками перед собой;
- стучит ладошками, разводит ладони в стороны.
Сформировано умение соотносить слова стихотворения с движениями, предлагаемые педагогом.
11. Подвижная игра
«Солнышко и дождик»
П: «Открыли дом, заходи».
Педагог звонит в колокольчик.
П: «Солнышко, беги играть».
Педагог перестаёт звонить в колокольчик.
П: «Пошёл дождь».
Игра повторяется 2 – 3 раза
Ребёнок бегает, прыгает, когда слышит звук колокольчика, убегает в домик, когда педагог перестаёт звонить в колокольчик.
Сформировано умение выполнять определённые движения на сигнал колокольчика.
III. Заключение
П: «Молодец, Витя! Ешь угощение!» Витя садится за стол, ест угощение. Сформирована положительная мотивация на дальнейшее взаимодействия с педагогом.
Аннотация к статье:
«Коррекционно – логопедическая работа по формированию
словаря наречий у дошкольников с ОНР».
Данная статья написана учителем – логопедом МАОУ детского сада
№ 79 «Гусельки» Харабаровой Дарьей Сергеевной в сборнике Тольяттинских августовских Педагогических чтений «От компетентного учителя к компетентному ученику». Предметные секции (часть 1) в 2008 году
(г. о Тольятти).
Данная статья раскрывает особенности понимания и употребления словаря наречий дошкольниками с ОНР. В соответствии с выявленными данными, предложены основные направления коррекционно – логопедической работы по формированию словаря наречий у дошкольников с ОНР, которые направлены на формирование импрессивного и экспрессивного словаря наречий.
Ценным является то, что материалы исследования могут быть использованы в процессе диагностики словаря наречий дошкольниками с ОНР: при планировании и реализации коррекционно – логопедической работы; при осуществлении непосредственно образовательной деятельности, проводимой воспитателем и в совместной деятельности педагога и ребенка, а также родителями в процессе закрепления полученных знаний.
Таким образом, впервые предпринята попытка разработки методики диагностики и формирования словаря наречий дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Аннотация к статье: «Сюжетное рисование с аутичным ребёнком».
Данная статья опубликована в сборнике материалов всероссийской научно – практической конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, знания, перспективы». В 2013 году (г. Самара).
Данная статья раскрывает принципиально новый метод использования рисунка – совместное сюжетное рисование педагога с аутичным ребёнком. В статье сформулированы наиболее важные положения, которые следует учитывать в совместном сюжетном рисовании педагога с ребёнком. Раскрыты и описаны этапы развития совместного рисования.
Учителю - логопеду использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребёнком даё т возможность:
- развивать вербальные и невербальные средства коммуникации;
- развивать связную речь путём постепенного усложнения и наполнения рисунка и составление истории, как связанного серийного рассказа;
- использовать в дальнейшем созданные альбомы рисунков при обучении чтению;
- совместное сюжетное рисование педагога с аутичным ребёнком является одним из способов развития понимания речи, формирование его речевого мышления.
Отражен следующий подход - совместное рисование взрослого совместно с ребёнком (сюжетное рисование) при этом педагог эмоционально комментирует рисунок, тем самым, побуждая ребёнка к разговору.
Особое внимание уделяется игровому методу – совместное рисование с дальнейшим проигрыванием сюжета.
Эффективность усвоения материала в этом случае выше, чем на занятии с однообразными методами и приёмами.
Совместное рисование – это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребёнка, а особый метод обучения.
Учитель – логопед : ___Д. С. Харабарова
Аннотация к методической разработке:
«Программа обучения дошкольников с фонетико – фонематическми нарушениями в условиях интеграции»
В работе над разделами программы принимали участие педагоги МАОУ детского сада № 79 «Гусельки» : Гордеева Е. А. - учитель – логопед, Харабарова Д,С, - учитель – логопед, Жегалина Л,И, - музыкальный руководитель, Попова Г. В, - инструктор по физической культуре, Бурмистрова Е,Н, - педагог – психолог, под руководством к. п. н., доцента ИКП СГПУ Чаладзе Е,А.
Научно – практическая новизна и обоснованность методической разработки
Впервые педагогами ДОУ было создано программно – методическое обеспечения психолого – педагогического сопровождения дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием в условиях интеграции.
Данная программа имеет огромную значимость для Самарской области, что прежде обусловлено тенденцией сокращения специальных групп для детей с фонетико – фонематическим нарушением ДОУ. Наилучшими условиями для интегрированного воспитания и обучения, как выяснилось, располагают дошкольные учреждения комбинированного вида.
Актуальность и практическая направленность
В последние годы в системе специального (коррекционного) образования всё больше внимания уделяется изучению и внедрению интегрированного обучения детей с особенностями развития. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, а с другой поиском оптимальных условий организации реабилитации и социальной адаптации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.
Существует проблема недостаточного нормативного программно – методического обеспечения для развития и активного внедрения интегрированных форм обучения. Создание программно – методического обеспечения психолого – педагогического сопровождения дошкольников с ФФН позволит более эффективно организовать коррекционно – педагогический процесс в условиях интегрированного обучения.
Основная идея программно – методического обеспечения
Опора на принцип комплексного подхода в работе с детьми – дошкольниками позволяет обеспечить успешность и эффективность образовательно – воспитательного процесса в условиях интеграции. Идея полноценного развития личности предполагает обязательность комплексного подхода в организации педагогического воздействия, что обеспечивает единство влияний на все стороны личности.
Адресат:
Методическая разработка предназначена педагогическим работникам: учителям – логопедам, педагогам – психологам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре.
Аннотация к методическому комплекту :
«Перспективно – тематическое планирование учителя – логопеда по формированию экспрессивной речи у воспитанников
с ранним детским аутизмом»
«Перспективно – тематическое планирование учителя – логопеда по формированию экспрессивной речи у воспитанников с ранним детским аутизмом» было разработано учителем – логопедом Харабаровой Д. С и является методическим комплектом к методической разработке «Коррекционно – развивающей модели по развитию произвольности у детей с ранним детским аутизмом через непосредственную образовательную деятельность».
Структура методической разработки:
Планирование навыков по формированию экспрессивной речи у воспитанников с РДА включает следующие разделы:
- формирование навыков экспрессивной речи;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие просодической стороны речи;
- развитие слухового восприятия;
- развитие мелкой моторики.
Актуальность: у детей с РДА при общих нарушениях развития, достаточно широкий спектр нарушений коммуникативного взаимодействия (у 30% - 50% детей речь отсутствует полностью, имеющиеся программы для детей с речевыми нарушениями не позволяют сформировать первоначальные навыки экспрессивной речи.
Цель: формирование первоначальных навыков экспрессивной речи.
Все задания данных разделов объеденены лексической темой, что обеспечивает комплексный подход и единство влияний на формирование первоначальных навыков экспрессивной речи.
Адресат: учителя-логопеды, воспитатели, родители (законные представители)
Учитель – логопед :___Д. С. Харабарова